Вы здесь

Разработки Анны Щеюк помогут подобрать лекарство против рака легкого


«Несмотря на то, что человеческий геном расшифрован, функции определенных его участков до сих пор неизвестны, поэтому нам есть, над чем работать», — говорит Анна Щеюк, которая в двадцать восемь лет стала кандидатом биологических наук, а в тридцать возглавила Совет молодых ученых Института генетики и цитологии НАН Беларуси.


Анна Николаевна Щеюк — старший научный сотрудник лаборатории экологической генетики и биотехнологии, ученый секретарь, председатель Совета молодых ученых Института генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси. Кандидат биологических наук. Победитель республиканского конкурса «100 идей для Беларуси», лауреат премии имени академика В. Ф. Купревича и ежегодного конкурса «100 молодых талантов НАН Беларуси».

— Как начинался Ваш путь в науку?

— Биологией я заинтересовалась в школе. Родилась и выросла в деревне в Слонимском районе, всегда любила природу. Начала участвовать в олимпиадах, целенаправленно готовилась к поступлению на биофак БГУ. На втором курсе университета понятно, что хочу исследовать генетику человека, его заболевания и наследственность. Так я оказалась в Институте генетики и цитологии НАН Беларуси, в лаборатории моделирования генетических процессов, где мне предложили тематику для будущих курсовых работ. Я была увлечена всем, что увидела и услышала там, сразу поняла: это — мое. В университете занималась темой бронхиальной астмы у детей. Исследовала, какие изменения в генах влияют на предрасположенность к развитию этого заболевания, на затруднение его течения.

Окончив биофак в 2013 году, пришла на работу в Институт генетики и цитологии младшим научным сотрудником. В том же году поступила в магистратуру. Затем в аспирантуру. Направление исследований у меня изменилось, я занялась темой, связанной с генетическими аспектами рака легкого.

— За эти разработки вы были отмечены рядом наград и поощрений, вошли в банк данных «100 молодых талантов НАН Беларуси». Почему заинтересовались именно раком легкого?

— Это тяжелое заболевание, довольно распространенное в Беларуси, России, европейских странах. Среди онкологических болезней по смертности занимает первое место, то есть социальная значимость проблемы высока. Есть несколько типов этого рака, мы изучали недробноклеточный, на него приходится 85% всех случаев рака легкого. В свою очередь, он делится на несколько подтипов, мы выбрали для анализа два самых распространенных: аденокарциному и плоскоклеточный рак легкого. Эти два типа различаются между собой клиническими проявлениями. Кроме того, плоскоклеточным раком легкого болеют в основном мужчины, работающие на вредном производстве или курящие. Что касается аденокарциномы, здесь соотношение мужчин и женщин 50 на 50, и стимулируют болезнь не только курение и внешние факторы, но в большей степени внутренние процессы в организме, другие болезни, семейный анамнез онкозаболеваний. Нас заинтересовало: если эти патологии настолько отличаются, то каковы же их различия на уровне генетики?

— Удалось выяснить?

— Так. Для этого мы протестировали различные гены, связанные с возникновением рака легкого. Если у них есть мутации, заболевание, скорее всего, начнет развиваться, но не в 100% случаев. Далее начинает играть роль образ жизни пациента, факторы риска — курение, работа на вредном производстве, частые стрессы, плохое питание. В комплексе с «поломками» в генах эти факторы могут приводить к развитию рака. Мы выяснили: у пациентов с аденокарциномой и у пациентов с плоскоклеточным раком легкого мутации обнаруживаются в различных генах. Именно эта разработка и была удостоена многочисленных наград.

— Научный поиск на этом не остановился?

— На следующем этапе мы работали над выявлением генетических механизмов, которые увеличивают риск заболевания. Рассмотрели, как регулируются процессы, способствующие росту опухоли или замедляющие его. Речь идет о мутациях в генах-онкосупрессорах (они препятствуют развитию опухоли) и в протооногенах (наоборот, стимулируют развитие рака). Прослеживая характер мутаций, можно увидеть склонность к развитию заболевания, описать, как будет развиваться болезнь у конкретного пациента, а также быстро и точно подобрать терапию. При этом важно понимать, что мутации в генах могут сделать пациента нечувствительным к конкретному противоопухолевому препарату. Зная о мутациях, врачи смогут подобрать человеку эффективное лечение.

— Результаты ваших исследований уже вышли за стены лаборатории?

— Да, студенты-медики изучают их на спецкурсах по раку легкого. В этом году мы планируем завершить подготовку проекта инструкции по применению в медицинских учреждениях метода генетического тестирования пациентов при постановке диагноза «рак легкого» с целью дальнейшего подбора терапии для них.

— Каковы ваши дальнейшие планы?

— Продолжать работу в этом направлении. В прошлом году завершили крупный проект в научно-технической программе Союзного государства. Сейчас планируем новый проект. Известно, что онкологические заболевания в большинстве случаев развиваются с возрастом. Хочется выяснить, какие именно процессы происходят во взрослом организме, почему они приводят к повышению риска заболевания раком. В нашей лаборатории есть проекты по исследованию генетики долгожителей. Хочется знать, чем люди, живущие долго без серьезных болезней, отличаются от тех, у кого рак развивается.

— Что помогает сохранять высокую работоспособность и мотивированность?

— Без поддержки и помощи опытных коллег – руководство института, сотрудников лаборатории — мои успехи вряд ли были бы возможны. Здесь видят потенциал молодых ученых и знают, по какому пути их направить. Теперь я являюсь председателем Совета молодых ученых Института. Поскольку сама прошла этот путь, знаю, на что ориентировать молодежь. Им легко работать со мной, как и мне с ними.

— Вам 31 год, и вы реализовали себя настолько, сколько в других занимает десятилетия. О чем мечтаете сейчас?

— На самом деле путь ученого — это дело всей жизни. Есть большое желание заниматься наукой, ставить новые цели и добиваться их достижения. На своем месте помогать людям.

— Чуть более века назад женщина не могла и мечтать сделать карьеру в науке. Сегодня все изменилось, но в сфере науки мужчин все же больше. Как думаете, почему?

— Что касается нашего института, в руководстве у нас мужчин и женщин поровну, а в лаборатории, где я работаю, больше женщин. Часто женщины не хотят идти на высшие руководящие должности в науке, так как это отнимает много времени у семьи. Я никогда не чувствовала себя ущемленной в чем-то из-за того, что я женщина, все у нас находятся в равных условиях. Вообще, у меня довольно феминистские взгляды, и я радуюсь, когда женщины стремятся развиваться, воплощать свои желания и им в этом ничто не мешает. Если они хотят посвятить себя работе – это здорово, если семьи — тоже здорово. Если хотят развиваться в обеих сферах, это довольно сложно, но я всегда с радостью помогу такой женщине, если она в том нуждается.

— Чем увлекаетесь в свободное время?

— С детства люблю рисовать. Иногда хожу по выходным на мастер-классы по масляной живописи, где за 5-6 часов можно нарисовать картину. Такой формат мне подходит, так как не нужно постоянно посещать занятия, на это мне сложно было бы найти время. Одна из нарисованных мной картин с разноцветными карпами связана с японской культурой.

— Еще одно ваше увлечение?

— Да, оно родилось в студенческие годы. На волне интереса к японской культуре прошла обучение на курсах японского языка, сдала экзамен. Из физической активности отдаю предпочтение плаванию и велосипеду. Зимой – горные лыжи, езжу с друзьями в Логойск или Силичи.

— Чего бы вы хотели для себя?

— Возможно, немного отдохнуть после такого активного периода. Поскольку я еще не замужем, можно было бы задуматься о создании семьи.

— Что для вас счастье?

— Когда испытываешь полное удовлетворение от происходящего дома и на работе, когда все хорошо у близких, а в душе и в жизни полная гармония — это и есть счастье для меня.

Елена БРАВО

Фото автора

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.