Вы здесь

О главном


Есть речи, вошедшие в мировую историю, ставшие образцами ораторского мастерства. А есть прежде всего тронувшие человеческие сердца. Не знаю, как в будущем назовут на страницах учебника по истории белорусской государственности обращение нашего президента 17 сентября 2022-го. Осенней речью, сентябрьской либо речью единения. Покажет время. Но то, что она на самом деле историческая — точно.


Это ощущение единства и взаимопонимания — все пройдем, все выдержим. Когда вместе. Так красиво, когда вместе вся Беларусь! Не ищите счастья и правды на чужбине. Не получится. Не найдете ни смысла, ни себя. Легче найти цветок папоротника в родном лесу. Посмотрите в глаза тех, кто уехал, сбежал — смущение и пустота. И никакие картинки шикарного урбанизма не закроют ту бездну.

Когда главные медиа мятежной пропаганды хором, как по команде, начали долбить освободительный поход Красной Армии на запад Беларуси, то, пожалуй, стало моментом истины даже для самых бесноватых и невероятных любителей евроцентризма. Стало понятно, на кого работает якобы белорусская оппозиция. Ну если вы и сейчас против 17 сентября — то вы не белорусы. Даже и без карточки поляка — не белорусы. Куда вы сливали нашу страну? С мечтами о мифическом прошлом — в прошлое и сливали. Под плеть паньства из Кракова и каблуков колонистов из Варшавы.

Несколько вопросов. Где белорусские ученые со времен господства над нами Польши? Польши интеллигентной и образованной.... А при «быдловатых» Советах из домов с соломенными крышами и земляным полом до небес добрались Климук и Коваленок. И к вершинам мировой дипломатии — Громыко. Неужели холопам так красиво жилось «за польским временем», что даже двери вместо замков перевязывали колбасами? О том времени много фейков наплодили. И о жизни при Пилсудском, и о народном духе борьбы Калиновского. Что мы вкладывали в головы наших детей? Уважение к «проклятым» солдатам, или к господам, что родились на наших землях и унижали их настоящих жителей?

А помните, как нас с 1990-х вместе с окрашенной ветчиной из Белостока насыщали ненавистью к этому освобождению? Вбивали в мозги, что коммунисты — то же, что и нацисты. Но есть же историческая действительность. Во-первых, мы — белорусы — оказались вместе. Наконец. Во-вторых, именно Пилсудский с Гитлером ходили рядом, обнимались... А в Варшаве, которую от уничтожения нацистами спасли бывшие холопы, в конце 1930-х пытались поставить памятник Гитлеру. Кстати, метко, лучше не скажешь, отметил Президент Беларуси: мы их освободили, а они нам ответили — байполами, байсолами и белсатами. «Борцы»... Почему вы никогда не рассказывали о 600 тысячах погибших советских солдат во время освобождения Варшавы? Личная боль. Из 18 ребят, призванных из деревни моего дедушки, после штурма Варшавы осталось только двое... Дуда и Моравецкий, вы что-то о репарации. Лучше молчите. Минута молчания. По тем, благодаря кому вы дышите воздухом.

И последнее, если не первое, о Польше. Национальные «герои» — политический истеблишмент Варшавы — сбежали от войны в Лондон. Паны оказались подпанками. Лакеями лордов. А сегодня что изменилось? Разве на консультации не надо ездить — зум-конференций довольно...

Да, мы можем и даже должны гордиться победами седого прошлого, величественными замками и дворцами, театрами Радзивиллов, поясами слуцких мануфактур. Но должны помнить Гусляра и Бондаровну — они, пусть и литературные герои, тоже из нашей, невыдуманной, истории. И сегодня нам всем — и комбанерам, и айтишникам — необходимо это уверенное знание и понимание: после 17 сентября 1939 года произошло единение государства, народа, людей, семей. А еще бывшие холопы почувствовали себя людьми. Без этого чувства достоинства нас бы не было. И сегодня мы не под хорунжими, не под господами, не под олигархами. Мы сами. И вместе.

Где-то недалеко от трассы, соединяющей две западные точки Единой Беларуси, «Высокое-Слоним», стоит памятник погибшим во время войны 1812 года. Так вот, на том памятнике написано, что здесь лежат наши предки, которые боролись по разные стороны. Зато лежат вместе — земелька объединила. Так давайте же вместе будем не в своей земле, а на ней.

Евгений ПУСТОВОЙ

Фото: БелТА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.