Вы здесь

На этой неделе свой 90-летний юбилей отметил Национальный академический драматический театр имени Максима Горького


На этой неделе свой 90-летний юбилей отметил Национальный академический драматический театр имени Максима Горького. Но знатоки издавна его называют просто русский — и все понимают, о чем речь, имея при этом ввиду все заслуги театра и тех лиц, которые составляли его коллектив в разные годы. А это знаковые личности. Известные, познавательные, любимые режиссеры и артисты, о которых даже спустя много лет с начала работы сложно говорить в прошлом, — их достижения стали гордостью для белорусского театрального искусства. И это та труппа, что сейчас сохраняет традиции предшественников и пишет свою часть истории театра имени Горького.


Все зафиксировано, отмечено и увековечено. Поздравил коллектив театра имени Горького с юбилеем министр культуры Беларуси Анатолий Маркевич, который вручил почетные оценки за вклад в развитие национального театрального искусства лицам, определяющим его уровень сегодня, среди которых многолетний директор Эдуард Герасимович, художественный руководитель театра режиссер Сергей Ковальчик, а также известные артисты Сергей Чекерес, Татьяна Гаркуша, Андрей Дударенко и другие сотрудники театра, посвятившие ему жизнь.

В поздравлении Президента Беларуси, которое зачитал Анатолий Маркевич, отмечена особая роль театра имени Горького «который» стал популярным центром притяжения знатоков драматического искусства... Благодаря вдохновенному труду нескольких поколений творческих работников коллектив театра вносит значительный вклад в развитие отечественной исполнительской школы«.

Преданная публика встретила с особыми эмоциями начало 90-го юбилейного сезона, отметив в афише спектакли, которые стоит посмотреть. Этот театр всегда ценил публику и старался ее порадовать зрительскими постановками. Недаром у «горьковцев» есть такие активные поклонники, которых здесь хорошо знают и в свою очередь отмечают на торжествах специальными благодарностями. Недаром на празднование, которое состоялось 30 ноября, выбрали для показа именно зрительский спектакль в постановке художественного руководителя театра режиссера Сергея Ковальчика — яркую и зрелищную рок-оперу «Граф Монте-Кристо».

Соответствующее настроение и добрые пожелания соединялись с мыслями о следующих премьерах, в которых можно реализовать сложные замыслы. Сегодня у театра есть условия для их воплощения — после реконструкции и технического переоборудования здания, в котором Национальный академический драматический театр имени М. Горького находится с 1949 года. Бывшая синагога, построенная в начале ХХ века, стала прибежищем для труппы, доказавшей профессионализм и жизнеспособность в предыдущие годы. И как боролась за выживание. Труппа белорусского театра даже в сложнейших условиях военного времени сумела сохраниться. Сейчас это былое, но героическое, поэтому достойное того, чтобы о нем помнили. И во многом показательна история людей, которые заботились о том, чтобы сохранить искусство Беларуси и вернуть его людям в мирное время.

— После смерти Владимира Кумельского, который считается основателем первого русского театра БССР (который впоследствии получил статус Государственного), его возглавил Дмитрий Орлов. Он посмотрел спектакли, познакомился с труппой и понял, что ее нужно укрепить. Поехал в Ленинград смотреть выпускные курсы актеров, пригласил на работу 20 человек. Среди которых, кстати, был Федор Шмаков, который впоследствии стал народным артистом СССР. До войны театр работал в Могилеве, — вспоминает театральный критик профессор Татьяна Дмитриевна Орлова. — Перед самой войной они поехали на гастроли — должны были играть премьеру 22 июня 1941 года. Она не состоялась... И чтобы вернуться домой, они шли пешком через леса, под бомбежками. Благодаря тому, что у отца на пиджаке был орден Трудового Красного Знамени, он сумел останавливать водителей грузовиков, те немного подвозили людей. Решение об эвакуации театра принималось в Москве. Как и Купаловский театр, Русский драматический направили в Сибирь. А там отец все время ждал хороших новостей. Чтобы можно было вернуться в Беларусь. И как только освободили Минск, в 1944 году они приехали — фактически на руины. Театр направили в Гродно, где он работал, пока не закончилась война и не появилась возможность переехать в столицу. В Минске играли на сцене Дома офицеров до тех пор, пока не получили свое нынешнее здание.

Имя Максима Горького театр получил в 1955 году, в 1994-м стал академическим, а уже во время независимой Беларуси ему придали звание «Национальный» — как наивысшую оценку работы. Современные зрители помнят известных личностей, которые еще недавно определяли его уровень — режиссера Бориса Луценко, народных артистов СССР Александру Климову, Ростислава Янковского, народных артистов Беларуси Юрия Сидорова, Беллу Масумян и других выдающихся личностей. А сегодня здесь продолжают служить народные артисты Беларуси Ольга Клебанович и Александр Ткаченок, а также залуженные и просто любимые актеры, которые задействованы в репертуаре, — 28 спектаклей в афише театра на сегодняшний день. И история продолжается.

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.