Вы здесь

Лилия Нишчик успешно совмещает живопись, скульптуру и керамику


Творческая жадность не позволяет ей ограничиться чем-то одним. Поэтому Лилия Нишчик с успехом совмещает живопись, скульптуру, керамику. 


— Никогда не жду вдохновения: мне кажется, оно меня не покидает. Желание создавать что-то новое ощущаю постоянно, творческие кризисы, подъёмы и падения мне не знакомы, — отмечает моя собеседница.

В детстве Лилия мечтала быть скульптором. Но поступила в БГАИ на факультет декоративно-прикладного искусства. Как керамист сразу начинала с арт-объектов, хотя выполняла и чайно-кофейные сервизы, блюда. Ещё в студенческие годы поняла, что керамика годится для создания самых разных образов и вполне может «конкурировать» со скульптурой. Это её чрезвычайно увлекло. В своих работах Лилия Нишчик, по собственному определению, визуализирует образы, пространство и время. О них мы в основном и говорили. 

Время 

— Мне комфортно жить в своём времени прежде всего потому, что могу себя реализовать, занимаюсь тем, что люблю, — признаётся Лилия Нишчик. — Считаю, у меня было счастливое детство, замечательные студенческие годы, и своей зрелостью тоже довольна. Я не остаюсь равнодушной к тем драмам и трагедиям, которые происходят сегодня. Мы переживаем тяжёлый, напряжённый период. И всё-таки, считаю, нужно находить силы, чтобы работать. Лично меня спасает искусство. 

«Трансформация сознания 2».

Время — сложная и загадочная категория. Оно по-разному воспринимается и течёт в счастье и несчастье, в радости и в горе, когда человек чем-то страстно увлечён и когда испытывает скуку, в городе с его стремительным темпоритмом и на природе. 

Самый глубокий интерес Лилия Нишчик испытывает к доисторическому периоду. Как, согласно чьему замыслу мы появились, для чего нас и наш мир задумали? — вот на какие вопросы ей хотелось бы найти ответы. Все существующие теории и гипотезы её не устраивают. Возможно, тайны прошлого так и останутся неразгаданными и непознанными. Но размышлять над этим, искать свои ответы для Лилии Нишчик чрезвычайно увлекательно. 

— Изучать прошлое необходимо — без него не разберёшься в настоящем и не подготовишься к будущему, не предугадаешь траекторию его развития и его вызовы, — убеждена скульптор. — Регулярное повторение трагедий и драм, возвращение на те круги, куда не хотелось бы возвращаться — всё это доказывает, что мы — плохие ученики, которые не усваивают предыдущих уроков, а потому упорно совершают одни и те ошибки. Своими успехами в сфере науки, техники человечество может гордиться, но о прогрессе в сфере духа я бы говорить не стала. 

Образы

— Ещё в студенческие годы я начала изучать белорусскую архаику, знакомилась с представлениями наших предков о мироздании, взаимодействии сил природы, человека и космоса. Создала серию напольных арт-объектов («Мифологемы Архаики Беларуси»), посвящённых этой теме, — рассказывает Лилия Нишчик. — Был период, когда увлеклась изучением животного мира, выполнила для экстерьера и интерьера серию реальных и мифических анималистических образов. Чрезвычайно интересно было работать над формообразованием, фактурой и пластикой этих персонажей. 

«Иллюзия игры».

Интересует Лилию и человек с его страстями, пороками и достоинствами, подлинным лицом и той маской, которую надевает на себя, выходя в мир людей. 

— Повседневное поведение, деятельность человека часто вступает в противоречие с его внутренней жизнью, — считает Лилия Нишчик. — Он часто вынужден жить по одним правилам, в то время как душа жаждет совсем другого. Порой люди представляются окружающим совсем не теми, кем на самом деле являются. К тому же сегодня нашим сознанием невероятно много и активно манипулируют. Выразить это в скульптуре непросто, но тем более заманчиво. 

Из разряда таких работ — «Трансформация сознания». Основной месседж автора — когда из мира детства и юности с их иллюзиями, идеалами, наивностью мы выходим в мир взрослых и сталкиваемся с ложью, подлостью, предательством, то взгляд на мир, сознание меняются. Дети чаще улыбаются именно потому, что жизнь представляется им красивой, позитивной, дружелюбной. А с возрастом агрессивность внешнего мира несёт разочарования, боль — выражения лиц меняются, заметно суровеют и грустнеют. 

«Иллюзия игры» — керамический куб как символ игральной кости: в нумерации ячеек изображены человеческие пороки, включая 12 смертных грехов. Под давлением этого негатива земная твердь низвергается, и заигравшиеся души оказываются во власти представителей тьмы. 

— Верю, что среди людей больше тех, кто на стороне света, — говорит Лилия. — Но добрые и умные часто разобщены, а примитивные и агрессивные гораздо лучше консолидируются. 

«Игуана».

Регулярно посещая выставки Лилии Нишчик, можно убедиться: её творческий котёл постоянно варится. Идеи образов возникают зачастую неожиданно, и она торопится их зарисовать, чтобы потом обдумать. Когда замыслы доходят до «готовности», скульптор принимается за их воплощение. 

Пространство 

— Сейчас живу за городом, — делится Лилия. — Мне там очень нравится, это совсем другой мир, где я отдыхаю от столичной суеты. Вместе с тем нуждаюсь и в стремительном ритме мегаполиса. Комфортно чувствую себя в мастерской: это территория концентрации и уединения, которые так необходимы для творчества. Но после периодов напряжённого труда, воплощения своих замыслов хочется выйти в свет, чтобы пообщаться, обменяться мнениями. Меня волнует, какой эмоциональный отклик вызывает моё искусство у публики, причём не только у коллег, но и у обычных зрителей. Интересно слышать, что видят в моих работах, как их трактуют. 

Арт-объект, «Скульптура рода», из серии мифологемы архаики Беларуси.

Смена темпоритмов, занятий, окружения избавляет скульптора от рутины, однообразия, усталости. Лилия Нишчик признаётся: работается ей лучше всего в привычном, обжитом месте. Но оказываясь за пределами Беларуси, она достаточно быстро осваивается и чувствует себя комфортно.

— Природа, творчество создают замечательную среду обитания, — отмечает скульптор. — Но сегодня за нашу планету и её будущее тревожно. Всем нам необходимо заботиться о том, чтобы наполнять наше общее пространство не только комфортом, но и любовью, культурой, гуманизмом, взаимоуважением. 

Ольга ПОКЛОНСКАЯ

Фото из архива Лилии НИШЧИК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.