Вы здесь

Подвиг журналистов-подпольщиков, которые в годы оккупации выпускали газету «Звязда», увековечен в памятниках


А благодаря инициативе народного писателя Беларуси Ивана Шамякина в июне 2005 года в Минске появился проспект газеты «Звязда». За большие заслуги в мобилизации белорусского народа на борьбу против немецко-фашистских оккупантов в период Великой Отечественной войны старейшее республиканское периодическое издание страны было награждено орденами Отечественной войны I степени (1965 г.) и Трудового Красного Знамени (1967 г.). «Звязда» — единственное издание бывшего Советского Союза, имеющее боевую награду, единственная газета в мире, которой народ поставил столько памятников.​


Возле памятника Владимиру Омельянюку и другим журналистам-подпольщикам.

Такое признание газета заслужила своим выходом в один из наиболее трагических периодов в истории белорусского народа — в годы Великой Отечественной войны. Выпуск подпольной «Звязды» в оккупированном Минске стал беспрецедентным явлением в истории белорусской и мировой журналистики, вошел в историографию как пример самопожертвования и героизма белорусов.

Однако за этот подвиг была заплачена очень высокая цена — от рук оккупантов и их пособников погибли многие журналисты-подпольщики, а также те, кто пожертвовал под нужды редакции свое жилье, в том числе дети. Долгое время их имена незаслуженно не упоминались, непризнанными были и те из создателей подпольной газеты, кому посчастливилось выжить. С реабилитацией деятельности минских подпольщиков историческая справедливость была установлена. Некоторые из тех, кто принимал участие в выпуске нелегальной «Звязды», посмертно получили награды. Именами Владимира Омельянюка и Вячеслава Никифорова в Минске были названы улицы. Памяти журналистов-подпольщиков в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны посвятили отдельную экспозицию. Имена людей, которые в очень сложных условиях, рискуя собственной жизнью, доносили до общественности правдивую информацию, бережно хранятся в школьных музеях страны.

Подвиг журналистов-подпольщиков увековечен в памятниках на площади Независимости и на улице Кульман, в мемориальных досках на улицах Короля и Беломорской, на проспекте Независимости в Минске, а также на острове Зыслав в Любанском районе, где после провала в октябре 1942 года издательская деятельность «Звязды» была возобновлена в январе 1943 года. Это святые места для каждого сотрудника современной редакции газеты.

Ежегодно накануне Дня печати и Дня Победы мы посещаем эти места, чтобы привести их в порядок, а также отдать дань уважения нашим предшественникам, которые внесли свой вклад в сегодняшний мирный день. Подробнее о звяздовских местах-символах — в нашем материале.

В логове врага

Мемориальная доска на здании современного Дома печати (перед войной это была типография имени Сталина), который находится на столичном проспекте Независимости, рассказывает, что здесь в первые месяцы войны тайно печатались подпольные листовки, а в мае 1942 года был набран первый номер подпольной «Звязды». Сегодня сложно представить, что материалы этого номера набирались в логове врага — в годы оккупации в нынешнем Доме печати находилась немецкая типография.

Вывеска на Доме печати, где в годы оккупации был набран первый подпольный выпуск «Звязды».

Это стало возможным благодаря рабочим типографии: отцу и сыну Вороновым, Борису Пупко, Михаилу Свиридову и Брони Гофман, которые являлись членами одной из первых подпольных групп Минска. После того как подпольщик Владимир Омельянюк, назначенный редактором подпольной «Звязды», установил с ними связь, рабочие осуществили набор материалов первого нелегального номера непосредственно в самой типографии. Все остальное, что нужно было для выпуска газеты — наборные кассы, бумагу, краски, гранки, верстатки — патриотам удалось незаметно вынести.

Слово стреляло в упор

В результате первый подпольный номер «Звязды» был напечатан 18 мая 1942 года. Это важное событие произошло в доме Михаила Воронова и его сына Михаила по улице Рымарской, 13 (в районе современной улицы Короля). В работе над этим выпуском принимали участие Владимир Омельянюк (редактор), Михаил Михайлович и Михаил Павлович Вороновы, Борис Пупко (наборщик), Броня Гофман (доставляла шрифты и материалы), Тимофей Александрович Трофимюк, Дарья Ивановна Трофимюк, Елена Павловна Солонец.

Оригиналы первого подпольного номера, который был переиздан в июне 1942 г. в память о погибшем редакторе В. Омельянюке, сегодня хранятся в Национальной библиотеке Республики Беларусь, Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, Национальном архиве Республики Беларусь, а также в редакции газеты «Звязда». «... Беспощадно уничтожайте фашистских гадов, расширяйте партизанскую борьбу. Сделайте все, чтобы приблизить время разгрома и гибели кровавого фашизма!»- призвали журналисты-подпольщики. Каждое слово, будто пуля, стреляла в упор. Своим появлением «Звязда» ошеломила фашистов. Минские подпольщики громко заявили о своем существовании.

Для поиска подпольной типографии из Берлина вызвали опытных разведчиков. Гитлеровцы осознавали: уничтожение самой известной и авторитетной белорусской газеты нанесет непоправимый ущерб подпольному движению. Тем, кто укажет на нелегальную типографию, оккупанты обещали заплатить 75 тысяч немецких марок — по тому времени огромные деньги. В общественных местах и на заводах начались повальные обыски и аресты: тех, у кого находили хотя бы один экземпляр газеты, расстреливали.

Незавидная судьба постигла отца и сына Вороновых, на квартире у которых был напечатан первый подпольный выпуск «Звязды». По информации подпольщика Василия Сайчика, их случайно выдала родная тетя: «Ее задержали в магазине, у нее было десять карточек хлебных. Спросили, где она их берет, та и сказала, что Воронов дал. Поехали к Воронову, провели тщательный обыск». Как оказалось, на квартире подпольщиков также печатались хлебные карточки, карточки для дополнительного пайка, паспорта, биржевые карточки, справки с места работы, подделывались печати и штампы. Именно благодаря Михаилу Воронову минским подпольщикам удалось добыть два экземпляра списка шпионов, которые через партизанскую бригаду «Дяди Коли» были отправлены в Москву.

За это, а также за участие в выпуске газеты была заплачена очень высокая цена: в конце 1942 года в фашистском застенке погибла семья Вороновых — отец, сын и его жена. Сегодня на одном из домов по современной Минской улице Короля, где в годы Великой Отечественной войны стоял их дом, в котором был напечатан первый подпольный номер «Звязды», установлена мемориальная доска.

Редактор — Герой

Трагически сложилась судьба и у первого редактора подпольной «Звязды» Владимира Омельянюка. Редакцию самой известной и популярной по тому времени белорусской газеты вчерашний студент коммунистического Института журналистики возглавил в неполные 25 лет. Через несколько дней после выхода первого нелегального номера (по официальным данным, 26 мая 1942 года) в ходе перестрелки с агентом СГ Владимир Омельянюк был убит возле Красного костела в Минске. Аптека неподалеку от костела, возле которой произошла трагедия, длительное время являлась для подпольщиков местом встречи.

«Его тело лежало возле аптеки не один день, — уточняла во время интервью племянница редактора подпольной „Звязды“ Надежда Омельянюк. — Мать Владимира Омельянюка, моя бабушка, не раз проходила возле неживого сына, но ничего сделать не могла: иначе выдала бы и себя, и других подпольщиков. Могилы дядя не имеет...»

Нет ее и у родной сестры журналиста. По дороге в эвакуацию в машину, в которой ехала Зинаида Омельянюк, попала бомба — женщина погибла вместе с двумя детьми. Ее муж, военнослужащий, не вернулся с фронта. Отца Владимира Омельянюка, Степана Кондратовича, который также сотрудничал с минским подпольным горкомом КП (б)б, замучили в Тростянце. Мать, Павлина Степановна, умерла всего через несколько дней после Победы: 24 мая 1945 года она упала на улице — женское сердце не выдержало страданий, которые принесла их семье война. Сын будущего Героя Советского Союза погиб по дороге в эвакуацию.

Владимир Омельянюк — единственный редактор во время Второй мировой войны, которому было присвоено наивысшее звание — Герой Советского Союза (подобных примеров в истории СССР не было). На том месте, где он погиб (современная площадь Независимости), 24 сентября 1980 года был открыт памятник первому редактору подпольной «Звязды», а также другим журналистам-подпольщикам, которые во время оккупации участвовали в издании газеты. Памятник журналисту-Герою установлен и на территории Самохваловичской средней школы, где он учился.

Напротив типографии — гестапо

После трагических событий подпольная редакция вынуждена была сменить прописку — продолжать выпуск газеты решили в доме Татьяны Яковенко по улице с символическим названием Издательская (ныне Кульман). Здесь были напечатаны второй и третий номера подпольного издания. О подвиге журналистов-подпольщиков, имевших к этому отношения, свидетельствует скромный памятник, установленный по улице Кульман (напротив Комаровского рынка) — как раз на месте дома, где и днем, и ночью кипела работа. И это несмотря на то что напротив подпольной редакции находилась гестапо.

Над вторым и третьим выпусками подпольной газеты работал небольшой редакционный коллектив: Вячеслав Никифоров, Ядвига Савицкая, Владимир Казаченок, Хасан Александрович, Сергей Благаразумов, Клавдия Фалдина и Анастасия Карпусенко. До сих пор нет единого мнения, на кого после гибели Владимира Омельянюка были возложены редакторские функции: и Вячеслав Никифоров, и Ядвига Савицкая в равной степени отвечали за выход подпольной «Звязды».

Памятник на улице Кульман, где патриоты подготовили второй и третий газетные выпуски.

Сын наборщика подпольной «Звязды» Борис Александрович долгое время дружил с нашей редакцией, даже имел удостоверение почетного корреспондента «Звязды». Именно от него мы узнали много интересных деталей, связанных с выходом издания в оккупированном Минске. Из уст отца Борис Александрович знал, что выпускать газету было очень сложно: все время чего-то не хватало — то бумаги, то краски, то типографских устройств. Его мать, Галина Александрович, сшила из марли около двухсот мешочков, в каждом из которых хранилась буква. После того как номер был оттеснен, буквы снова складывались в свои «резервуары».

Каждый подпольный номер создавался в тяжелейших условиях: повсюду были шпионы и провокаторы. Когда Ядвига Савицкая занималась обработкой материалов или писала их, ее дочь всегда находилась на улице, мать — во дворе. При малейшем подозрении подпольщица получала сигнал и прятала материалы в подоконник. «При хороших условиях газету можно было сделать за два-три дня, а делали ее месяцами, — рассказывала Савицкая. — Не успевали взять в руки карандаш, как поступает сигнал тревоги. Заходит в квартиру кто-нибудь — всякая работа прекращается».

Кроме непосредственной журналистской работы, Ядвига Савицкая не раз носила напечатанную газету в городки и села. По ее словам, были моменты, когда газету отдавала крестьянам публично, не скрываясь. При этом не было ни одного случая, чтобы из страха кто-то отказался ее взять. Население той или иной деревни быстро знакомилось за содержанием издания, которое затем передавало другим людям. Подпольщики, которые приходили в этот населенный пункт второй раз, были здесь желанными гостями.

Погибли вместе с детьми

Четвертый номер нелегальной «Звязды» вышел на квартиры семьи Ходосевичей по улице 3-я Линия, 26 (в районе современных минских улиц Цнянская и Беломорская). Выпуск пятого планировался на 27 сентября 1942 года. Однако в свет он так и не вышел: в ночь на 26 сентября гитлеровцы арестовали 21 подпольщика, среди которых был и Вячеслав Никифоров, на котором после гибели В. Омельянюка лежала ответственность за выход газеты. 

После ареста Вячеслав Никифоров попал в СГ, где подпольщика жестоко пытали. Зверскими способами его заставляли отказаться от Коммунистической партии. Известно, что 8 декабря 1942 года В. Никифорова перевезли в Минскую тюрьму, после — снова в СГ. Дальнейшая судьба Вячеслава Никифорова неизвестна. Указом 10 мая 1965 года Вячеслав Кондратович посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени. Его именем названа одна из минских улиц, память о подпольщике хранится в учебных заведениях столицы. Одна из минских школ носит имя подпольщика.

Петр и Альбина Ходосевичи, на квартире которых создавались четвертый и пятый номера подпольной «Звязды», вместе со своими сыновьями Константином и Павлом погибли в фашистской тюрьме (по другим сведениям, в Тростянце). На доме, где в годы Великой Отечественной войны находилась квартира Ходосевичей (на нынешней улице Беломорская, 7), которую патриоты отдали под нужды редакции, установлена мемориальная доска. Судьба других арестованных подпольщиков, задействованных в издательской деятельности, не известна до сегодняшнего времени.

Газета-партизанка

После провала Минского подполья в январе 1943 года выпуск «Звязды» был восстановлен в зоне партизанских соединений в Любанском и Солигорском районах. В зоне партизанских соединений первый номер газеты-партизанки вышел 27 января 1943 года. Над выпуском «Звязды», как и «Красной смены» (Молодежная газета также возобновила прекращенную войной деятельность), в партизанской зоне работало всего несколько человек: бывший редактор Любанской районной газеты Филипп Костюковец, корреспондент довоенной «Советской Белоруссии» Георгий Щербатов, сотрудники Копаткевичской районной газеты Амельян Шурпач, Александр Сакевич, Николай Курико и Нина Цылько. Возглавлял обобщенную редакцию двух газет довоенный редактор «Красной смены» Михаил Барашков.

На острове Зыслав, где выходила Партизанская «Звязда».

В партизанской зоне было выпущено 105 номеров «Звязды». В тылу врага вышло 48 выпусков «Красной смены». Вклад этих двух газет в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками очень существенен. Журналистское слово правдиво рассказывало о событиях на фронте, обличало истинные намерения оккупантов, призывало пополнять ряды народных мстителей. Население с нетерпением ждало очередные выпуски газет, читало каждую публикацию и, конечно, хорошо понимало, что каждая строчка была написана в невероятно сложных условиях, с риском для жизни. Подвиг журналистов, издававших газеты в партизанской зоне, увековечен в мемориальном комплексе, установленном на острове Зыслав.

***
Недавно сотрудникам современной редакции «Звязды» удалось установить новое памятное для коллектива место. На улице Восточной, на доме под номером 28, корпус 1, установлена мемориальная табличка, свидетельствующая о том, что на этом месте находился дом, в котором в 1941-1942 годах размещалась конспиративная квартира Минского партийного подполья. Ее держали отец и сын Омельянюки, которые погибли от рук нацистов весной 1942 года.

Это место станет еще одной остановкой в маршруте памяти, который каждый год накануне Дня печати и Дня Победы совершают журналисты старейшего республиканского издания страны с героической историей.

Вероника КАНЮТА

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО


Проект создан при финансовой поддержке в соответствии с Указом Президента № 131 от 31 марта 2022 года.

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.