Вы здесь

Коммунальные отношения. «Противогололедка» для зимних дорог


Нынешняя зима со своими морозами и снегопадами белорусов преимущественно радует. Однако перепады температур и периодические чрезмерные снежные осадки добавляют работы коммунальным службам города. То сосульки из-под крыши как на дрожжах вырастают, то сугробы создаются — не пройти — не проехать, а то каша на дорогах такая, что не понятно, то ли погрязнешь на пути, то ли скользнуть по нему будешь. Чтобы вовремя реагировать на настроение погоды, нужно не только снег сгребать, но и противогололедные мероприятия проводить, говорят специалисты.


Фото автора.

Еще по осени к зимней работе были готовы почти 90 единиц собственной техники ЖЭУ и ЖРЭО, еще почти 200 — привлекаются к работе согласно договорам. Более того, администрациями каждого района столицы определены сторонние организации, которые в период сильных снегопадов помогают коммунальщикам техникой. Сейчас на улицах Минска ежедневно работает более сотни единиц техники, свыше 1600 работников по комплексной уборке, рабочие по текущему ремонту и инженерно-технические работники.

А отечественные ученые получили поручение разработать противогололедные смеси не хуже, чем на Западе, которые бы минимально влияли на металлические конструкции. Новые смеси отечественного производства уже используются, в частности, в аэропортах. А организации НАН химического профиля предлагают смеси, которые смогут заменить сегодняшние галитные смеси. Так что есть из чего выбирать и что пробовать, считает Вадим Китиков, директор Института жилищно-коммунального хозяйства НАН Беларуси:

— Разработка такой смеси — комплексная проблема, в решении которой задействованы как институты химического профиля, так и технологического. Ученым предстоит решить как минимум три важных аспекта. Самый главный касается технологии производства самой смеси. Возникает также и проблема экономического анализа. А еще — вопрос химических технологий.

Работа ряда организаций Академии наук в этом направлении сейчас находится на стадии обоснования, насколько применимой может стать технология новых смесей. С одной стороны, их стоимость будет выше, чем у обычных, с другой — они будут обладать новыми необходимыми свойствами, чтобы сохранять конструктивные элементы автомобилей и дорог.

Во взаимодействии с Министерством ЖКХ планируется определить, в каких регионах будет опробована новая продукция. В течение ближайшего периода использования (во время зимнего сезона) вместе с эксплуатирующими организациями ученые должны найти цифры, которые позволят количественно оценить целесообразность и выйти с более точными предложениями по изготовлению и использованию смесей, уточнил директор института:

— Институт общей и неорганической химии такие материалы предлагает. Предполагается, что их, возможно, попробуют для массового производства и замены галитных смесей. Последние сегодня имеют Из плюсов стоимость, так как изготавливаются из отходов производства, и имеют практику использования. А из минусов – вредное влияние на конструктивные элементы и зеленые насаждения. Поэтому нужна комплексная оценка в реальных условиях.

Согласно нормативам, на один квадратный метр улично-дорожной сети в зависимости от погодных условий посыпается от 15 до 125 граммов противогололедных реагентов: галита и песчано-соляной смеси. А пока ученые работают над созданием новой «противогололедки», в той же Академии наук разработали ингибитор, который можно добавлять в соляные смеси. Такая добавка снижает коррозию металла и негативное влияние на зелень, поэтому должна стать хорошим приобретением в борьбе с нынешней гололедицей.

Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.