Вы здесь

Никаких лекарств через интернет


Продавать в социальных сетях можно только личные вещи.

В прошлом году количество зарегистрированных интернет-магазинов в стране увеличилось почти на 23 процента — плюс 2,5 тысячи новых объектов. А за последние четыре года их стало больше почти вдвое. Не удивительно, что регулированию электронной торговли уделяется все больше внимания. Как защитить потребителей в новых условиях? Эти вопросы обсуждали эксперты в пресс-центре БЕЛТА.


Необдуманные сделки — от незнания

За нарушение законодательства в прошлом году Интернет-магазинам выдано 42 предписания, составлен 41 протокол. Нарушения чаще всего были связаны с тем, что на сайтах содержалась недостоверная или неполная информация о товаре.

— Законодательством запрещена онлайн-продажа ювелирных изделий, пиротехники, лекарств, БАДов, ветеринарных средств, оружия, специализированной продукции для питания спортсменов, алкогольных напитков и табачных изделий, — обращает внимание начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРГ) Ирина Барышникова. — Но мы очень часто сталкиваемся с тем, что в социальных сетях предлагают медпрепараты, продукты питания, которые якобы обладают лечебными свойствами.

Торговля в соцсетях в принципе считается незаконной. Единственное, что можно продавать таким образом, — личные вещи, которые были в употреблении.

Чтобы не нарваться в интернете на недобросовестного коммерсанта, МАРГ советует проверять, есть ли эти Интернет-магазин или ИП в реестре. "Надо иметь информацию о том, с кем собираешься заключить договор. Поэтому ведение реестров — важная составляющая в сфере защиты прав потребителей. Также на сайтах министерств организованы рубрики с полезной информацией для граждан. Например, на сайте Госстандарта содержатся новости о приостановленных и отмененных сертификатах соответствия, Минскводоканал позволяет проверить качество водопроводной воды по вашему адресу. Именно от незнания наши потребители иногда делают необдуманные и дорогие сделки", — подчеркнула Ирина Барышникова.

Новые изменения в законе

Среди других проблем, с которыми сталкиваются потребители, — назойливая рекламная рассылка на телефоны. Хотя в законе четко сказано, что распространять ее можно только с согласия самого абонента.

Много жалоб поступало также и на дорогие звонки в агентства по трудоустройству. Но эту проблему удалось решить. В прошлом году были приняты нормативные акты, согласно которым услуги по поиску работы могут оказываться только на основании договоров, заключенных в письменной форме, а оплата производится по итогам трудоустройства гражданина.

В феврале вступили в силу изменения в Кодекс о культуре о возврате денег за отмененное культурно-развлекательное мероприятие. Оплату должны возвращать потребителю в течение семи дней с момента запланированного спектакля или фестиваля. "Раньше организатор концерта мог возвращать деньги в срок, который он сам устанавливал. Это доходило до полугода, и даже до года", — замечает Ирина Барышникова.

Определенные изменения собираются внести также в Закон "О защите прав потребителей". Например, запретить устанавливать разные цены в зависимости от формы оплаты товаров и услуг: часто бывает, что при расчете наличными продавцы выставляют одну сумму, а по карточке — другую. Список обязательной информации о товаре планируют дополнить сведениями о стране его происхождения (если она не совпадает с местом нахождения изготовителя) и классе энергоэффективности. Среди предложений также увеличение срока гарантийного ремонта с 14 до 30 дней, обязанность гарантийных мастерских по заявке продавцов проверять качество товара в течение трех дней с момента его получения, право поставщиков на взыскание с потребителя убытков за хранение товара, который был отремонтирован или прошел экспертизу, по истечении двух месяцев со дня письменного предупреждения потребителя.

Предполагается, что новая редакция закона будет принята до конца года.

Арбитры по банковским спорам

Новации, кстати, ожидаются и в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. В стране появятся финансовые арбитры: с их помощью можно будет решать споры между клиентами и банками без обращения в суд.

— Да, у нас есть такие альтернативные способы разрешения конфликтов, как медиация и третейские суды, но, как показала практика, они невостребованные в тех случаях, когда речь идет об отношениях граждан и организаций. Рассмотрение дела третейским судом является платным, и часто сумма, что оспаривается, ниже тех расходов, которые несут стороны, — объясняет заместитель начальника управления законопроектных работ и экспертизы нормативных правовых актов Главного юридического управления Национального банка Республики Беларусь Виталий Сорокин. — Финансовые арбитры будут иметь ряд преимуществ. Во-первых, их услуги бесплатны для граждан. Во-вторых, выносимые решения вступают в силу через 10 дней и имеют обязательный характер. Выдается документ, который можно предъявить судебному исполнителю для принудительного взыскания. Плюс дело будет рассматриваться в упрощенном порядке, в более короткие сроки, потребуется минимальное количество документов.

Предполагается, что финансовые арбитры будут решать споры, сумма по которым не превышает 500 базовых величин (около 5 тысяч долларов), и только после того, как гражданин обратится с письменной претензией к банку.

Подобный институт существует более, чем в 50 странах. При разработке белорусского варианта Нацбанк планирует использовать позитивный опыт России, Армении, Казахстана.

Наталья Лубневская

lubneuskaya@zvіazda.by

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.