Вы здесь

Можно ли найти работу по объявлениям?


Самыми распространенными мотивами, которыми молодежь руководствуется при выборе той или иной специальности, являются эмоциональная связь с профессией (то, к чему лежит душа - 47%) и познавательный интерес по отношению к определенной области знаний (35%). Далее следуют востребованность специальности на рынке труда в своей стране (20%), ее востребованность во всем мире (15%), легкость обучения (13%) и высокая оплата труда специалистов в этой области (10%). 8% респондентов выбрали свою специальность, потому что она была доступна для получения по месту их жительства, около 9% признались, что выбирали не задумываясь, руководствуясь желанием просто получить "какое-нибудь" высшее образование, а 7% опрошенных решили продолжить профессиональную династию. Социологическое исследование, посвященное проблемам и перспективам трудоустройства молодежи, провела Молодежная лаборатория социологических исследований ЦК БРСМ. В нем было задействовано 1900 респондентов в возрасте от 16 до 30 лет, которые представляли четыре социально-демографические группы: это были школьники трудоспособного возраста, студенты, выпускники и работающая молодежь.​


Как выяснилось, родители и родственники помогали респондентам определиться с профессией, но окончательное решение принимали все-таки сами опрошенные (60%). Около 30% респондентов выбирали свою профессию совершенно самостоятельно, не обращаясь за помощью или за советом к родителям. Но за 8% опрошенных профессиональный выбор сделали родители.

Большинство студентов, которые учатся в настоящий момент (70%), уверены, что смогут найти работу по специальности в своей стране. При этом 35% полагают, что это у них получится, поскольку их специальность востребована, 32% считают, что обладают достаточными навыками в своей области знаний, чтобы успешно конкурировать на рынке труда, 31% рассчитывают на свои силы и верят в успех и 25 % уверены в успешном трудоустройстве, поскольку уже имеют опыт работы по своей специальности.

Среди всех опрошенных работают в настоящее время 45% респондентов. Для 40% из них рабочее место, которое они занимают, является первым, для 29% - вторым. 25% респондентов сменили два-три места работы и около 2% респондентов успели сменить уже более шести мест работы.

По критериям оценки своего нынешнего места работы меньше всего молодежь удовлетворена возможностями получения скидок и бесплатного обучения по месту работы (34%), возможностью продвижения по карьерной лестнице (20%) и уровнем престижа своей профессии (14%). Отношениями в коллективе довольны 60% опрошенных, отношениями с руководством - 65% и удобством расположения офиса - 56%.

Около 31% работающих респондентов нашли место работы за несколько дней, почти для такого же количества потребовался месяц, 20% опрошенных искали его около 2-3 месяцев, а 11% - около полугода.

Среди опрошенной рабочей молодежи 38% хотели бы изменить свое нынешнее место работы, а 49% не хотели бы его менять (остальные не смогли дать уверенный ответ)

Половина работающих респондентов (50%) работают по своей специальности, 27% - не по своей специальности, но в той же профессиональной области, 23% работают в сфере, совершенно отличной от своего образования. Самыми частыми причинам, почему они работают не по специальности, респонденты называют отсутствие опыта работы по специальности, который требуют работодатели (33%), низкую оплату труда в этой области (29%), отсутствие вакансии (19%) и нежелание работать по своей специальности (15%).

Чуть меньше половины работающих респондентов нашли свое место работы по советам знакомых (49%). Самостоятельно вышли на работодателя или наниматель сам предложил работу 30% респондентов. Около 22% нашли место работы благодаря интернет-ресурсам для поиска работы. Наименее востребованными средствами поиска работы среди молодежи являются кадровые агентства, объявления в печатных СМИ и реклама в общественных местах.

Наиболее важными характеристиками работы для участников опроса являются уровень заработной платы (9 из 10 баллов), дружеский коллектив (8 из 10 баллов), возможность для самореализации (7 баллов) и возможность карьерного роста (7 баллов).

Успешное трудоустройство, по мнению опрошенных респондентов, зависит от ряда критериев, наиболее значимыми среди которых являются опыт работы (57%), качественное образование (54%), склонность к профессиональной отрасли, талант (45%), связи в профессиональных кругах (35%), харизма и внешняя привлекательность (30%).

Участники опроса считают, что в большей степени на успех человека в жизни влияет умение контактировать с людьми (60%), уровень образования (51%), врожденные физические и психические качества (48%), талант, одаренность (44%), сила воли (44%). В меньшей степени на успех человека в жизни влияет место его рождения (11%) и внешность (20%).

Напомним, что Республиканский штаб студенческих отрядов еженедельно по средам проводит промо-акцию по информированию молодых людей о возможностях трудоустройства в период третьего трудового семестра "Выбираем студотряд", который в этом году проходит под слоганом "Работа - это круто!".

Кроме того, с просьбой об оказании содействия в трудоустройстве можно обращаться и на горячие линии, которые созданы при территориальных комитетах БРСМ для оказания помощи в трудоустройстве молодым людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Телефоны горячих линий: в Бресте - 8 (0162) 21 14 47, Витебске - 8 (0212) 42 68 87, Гомеле - 8 (0232) 57 14 00, Гродно - 8 (0152) 77 02 50, Минской области - 8 (017) 289 15 28, Могилеве - 8 (0222) 76 67 14, Минске - 8 (017) 284-85-54.

Сергей РАСОЛЬКО

Фото Надежды Бужан

Название в газете: Внешность карьере не помеха, или Можно ли найти работу по объявлениям?

Выбор редакции

Политика

Лукашенко: Мы должны принять дополнительные меры по защите интересов многодетных семей

Лукашенко: Мы должны принять дополнительные меры по защите интересов многодетных семей

Об этом Президент заявил во время совещания с руководством Совета министров.

Общество

Как развиваются торфяное и газовое хозяйства

Как развиваются торфяное и газовое хозяйства

Беларусь занимает четвертое место в мире по добыче торфа и экспортирует продукцию из него в 25 стран.

Общество

Не уверен — не бери. Как собирать, готовить и хранить дары леса

Не уверен — не бери. Как собирать, готовить и хранить дары леса

Осень — пора «тихой охоты», когда многие из нас отправляются в лес за грибами.

Общество

Готов к развертыванию «красных зон»

Готов к развертыванию «красных зон»

Минский научно-практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии оказывал помощь пациентам с COVІD-19.