Показать национальную продукцию, продать ее, представить страну во всем колорите и не забыть про традиции — такие задачи стоят перед национальными экспозициями стран всего мира на международных выставках. Отправить одну такую делегацию даже в рамках ЕАЭС обычно влетает в копеечку. Причем о цене вопроса открыто не решаются говорить ни участники выставок, ни организаторы.
Параллельно развивается и такое направление, как виртуальные экспозиции, которые значительно дешевле и даже не требуют физического присутствия не только экспонатов, но и посетителей. Так может стоит отказаться от традиционной выставочной деятельности в пользу прогресса? Начальник отдела выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности МИД Евгений Лазарев так не считает. По его мнению, будущее за синтезом реального наполнения и виртуальностью презентации.
Возможности оправдывают затраты
В Беларуси национальным экспозициям за рубежом оказывается поддержка государства через МИД. Наша страна одна из немногих в СНГ, где подобные подходы сохранились. «Мы со своей стороны считаем, что это очень важно, потому что такая поддержка дает возможность участвовать в выставках за границей не только крупным предприятиям, но и представителям среднего и малого бизнеса», — рассказывает Евгений Лазарев.
По его мнению, несмотря на всю затратность организации выставки, тяжело оценить ее сиюминутную эффективность. «По нашим подсчетам на каждый затраченный доллар мы получаем прибыль в размере от 10 до 20 долларов в результате заключения договоров о намерениях и контрактах», — пояснил эксперт.
При этом в МИД стараются максимально использовать потенциал различных стран и регионов Европы, США, Африки, Азии для достижения поставленной задачи по диверсификации экспорта. «С точки зрения стран и регионов мы ориентируемся на наши традиционные рынки, там, где знают нашу продукцию и есть потенциальные покупатели. Практика показывает, что даже с такими давними партнерами, как Россия и Казахстан, —
остается возможность нарастить объемы экспорта, в том числе и за счет выставочных мероприятий. Согласно статистике, общий товарооборот внутри ЕАЭС за январь — апрель 2017 года увеличился на 27,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Белорусский экспорт внутри ЕАЭС увеличился по сравнению с прошлым годом на 32,6%», — рассказал Евгений Лазарев.
«В России мы находим новых партнеров. Например, недавно активно на выставке в Петербурге рекламировали медицинские и транспортные услуги», — сообщил эксперт.
Без виртуальности не обойтись
Несмотря на всю выгодность виртуальных выставок, Евгений Лазарев считает, что классический вариант не исчерпал себя. «Пощупать, примерить продукт эффективнее для продаж, чем просто увидеть его в интернете. У нас есть сайт export.by — на нем представлены образцы белорусской продукции. Он создан менее года назад и очень активно развивается. Посредством этой платформы можно будет постепенно продвигаться к тому, чтобы наши товары выходили за рамки этого сайта и могли участвовать на виртуальных выставках, однако заменить этой виртуальной платформой презентацию национальных экспозиций все же пока не представляется возможным», — считает Евгений Лазарев.
Преимущества глобальной сети стоит интегрировать в национальные экспозиции, подчеркивает представитель МИДа. Так, на «Экспо-2017» в Астане возле каждого стенда с белорусскими товарами можно было получить презентацию на свой гаджет не отходя от экспонатов. Такой возможности на данной выставке не давала ни одна другая страна. «В Астане мы постарались, чтобы наша экспозиция была максимально насыщена с точки зрения информации, но одновременно была доступна в интернете. Ее можно было автоматически направить на электронную почту. Простой, но эффективный способ. Громоздкие каталоги при этом не нужны», — заметил специалист.
Говоря о возможных точках роста экспортных поставок, он отметил, что при определении направлений выставочной деятельности за рубежом МИД в первую очередь ориентируется на специализированные выставки. В 2018 году, к примеру, это прежде всего будут агропромышленные и машиностроительные экспозиции. В приоритете также сохраняются выставочные мероприятия, посвященные инновационной и высокотехнологичной продукции.
Илья КРЫЖЕВИЧ
Открытие выставок и арт-объектов, важные встречи и экскурсии, народные гуляния и, конечно, концерт «Время выбрало нас».
«Я — человек команды. Важно, чтобы люди, находящиеся рядом, верили в меня».
«Наш слоган — „в ногу со временем“».