Вы здесь

Всем ли быть вундеркиндами?


Не удивляйтесь, но африканцы до двух лет интеллектуально лучше развиты, чем их сверстники в европейских странах. Это объясняется тем, что на горячем континенте мамы, как правило, повсеместно носят малышей при себе, и младенцы постоянно воспринимают окружающее, что помогает им быстро развиваться. После маленькие европейцы обгоняют африканцев в развитии, так как начинают просвещаться. Такой интересный факт показали исследования ученых. Кажется, это должно стимулировать современных родителей начинать развивать малышей едва ли не с пеленок, и чем больше нагрузка — тем лучше. Но не все так просто. В раннем возрасте (от полугода до трех) с детьми нужно заниматься только тем, что они способны воспринять и понять, иначе получится не развитие, а дрессировка, которая спустя годы ничем хорошим не откликнется. 


Не ставьте эксперименты

Как помочь младенцу вовремя раскрыть свои способности и не перегрузиться информацией, как узнать, что малый развивается «не по плану», и где искать помощи, корреспондент «Звязды» поинтересовалась у специалистов.

— Посещая центры раннего развития, важно попасть в руки педагога, который умеет и знает, как работать с малышами. Такие учреждения, как правило, имеют хорошее оборудование и достаточно игрушек. Однако, к сожалению, в некоторых центрах с детьми работают специалисты, которые не имеют необходимых знаний и опыта работы с детьми до трех лет. Поверхностное знание возрастной психологии и периодизации умений ребенка приводит к тому, что занятия имеют развлекательный, а не развивающий характер. Например, детям предлагают в годик нарезать бумагу, чтобы сделать траву для изготовления, а в полтора — учат читать по кубиках Зайцева, — отметила Татьяна КУЛАЩИК, учитель-дефектолог Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Илона ГЕРАЩЕНКО, магистр психолого-педагогических наук, создатель международного образовательного центра Glоbаl Сhild, автор методики диагностики личностного потенциала ребенка, уверена: как только ребенок начинает садиться (месяцев с шести), он готов стать клиентом центров раннего развития. Специалисты-профессионалы, которые умеют пользоваться каждым моментом роста ребенка в это время, помогают молодым родителям делать то, что идет на пользу детям, подсказывают, чем они могут заниматься с малышом самостоятельно, как его развивать.

— Ранний возраст (от шести месяцев до трех лет) должен быть именно возрастом развития, а не обучения. Развитие — это качественные изменения у младенца, проявляющиеся в разных умениях: держать головку, садиться, ходить, разговаривать... Это произойдет с ним независимо от того, будет ли кто-то заниматься с малышом или его оставить самого по себе. А вот обучение — это уже влияние на ребенка, специально организованный педагогом процесс воздействия на ученика, — полагает Илона Геращенко. — К сожалению, в центрах часто, в том числе и через желание родителей, стараются как можно раньше научить малыша читать и писать. Однако всему свое время. Давая определенные знания раньше, мы выбрасываем деньги и утомляем ребенка, который не понимает, что от него хотят, и нервничает. Важно не ставить на детях эксперименты, которые могут навредить.

Учитесь играть

Только 30% способностей ребенка передаются ему генетически, остальное закладывается социальной средой. Мозг младенца начинает развиваться уже на 3—4-неделе беременности, и первая информация поступает к нему еще в мамином животе.

— После рождения мозг развивается поэтапно соответственно взрослению ребенка. Поэтому в каждом возрасте очень важно задействовать определенные процессы, делать те действия, которые помогут мозгу развиваться соответственно своей физиологии, с одной стороны, а с другой — достичь того, что родители хотят получить от ребенка в результате развития и обучения, — предостерегает Илона Геращенко.

Последние лет семь наблюдается перекос в сторону интеллектуального развития детей, а об эмоциональном состоянии младенца родители забывают, свидетельствуют специалисты.

— Иногда встречаешь детей, которые знают в 2,5 года алфавит, но не могут сказать «мама». Ребенок запоминает символы, которые для него ничего не значат, но не имеет коммуникативных навыков. Посещение центров раннего развития для некоторых — вообще надменное соревнование между мамами, кто из детей что умеет. Разумеется, это не идет на пользу детям, тем более что многие знания, которые даются в таких учреждениях, после дублируются в школе, — предупредила Алина НИЧКАСОВА, психолог Центра раннего вмешательства 19-й детской поликлиники г. Минска. — К сожалению, утрачены традиции игры. А именно в ней рождается эмоциональный интеллект, который после формирует личность. Чем лучше малыш научился играть, тем более успешен он будет после в обучении. В центре с детьми полепили, порисовали, что-то еще сделали, а дома родители включили им мультики или дали планшет — и вся игра. Даже во дворе они теперь хвастаются новыми играми на телефоне, а не играют вместе.

С двух лет детей нужно начинать не только и не столько развивать, как социализировать, чтобы они легче адаптировались к детсаду, а после — к школе, уверены педагоги. Для этого прекрасно подходят различные кружки, особенно те, которые созданы непосредственно при этих учреждениях. 

— Как показывает практика, дети гораздо легче адаптируются к садику и переносят отсутствие родителей, если перед этим занимаются в кружке при садике, — заверила Василина ЖЕРНАК, заместитель заведующего по основной деятельности детского сада-яслей №218. — Сначала малыши приходят к нам на занятия вместе с мамами. Мы час занимаемся с ними физкультурой, рисуем, развиваем язык. После понемногу родители остаются за дверью, а дети незаметно привыкают к режиму дошкольного учреждения. Что касается других кружков, я очень рекомендовала бы ходить в бассейн. Это поможет закалить и укрепить малыша.

Развивайте в домашних условиях

— Если семья не уверена, правильно ли развивается младенец, не нужно пытаться «исправить» ребенка, отдавая его в центр раннего развития. Необходимо идти к профессионалам: дефектологам и психологам, обладающим специальными методиками развития малышей. Они работают в кабинетах ранней комплексной помощи при поликлиниках и в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые существуют в каждом районе Минска, — посоветовала Татьяна Кулащик.

В столице существует семь центров раннего вмешательства, работающих в системе здравоохранения. Их специалисты помогают развивать ребенка в соответствии с запросами родителей. Суть такой технологии в том, что мать может проконсультироваться с командой специалистов: врачей, логопедов, психологов, чтобы получить оценку развития своего младенца, начиная с двух месяцев. Если нужна помощь, детей включают в программы, которые строятся на сотрудничестве родителей и специалистов. Это может быть краткосрочная работа в течение трех месяцев. Мониторинговая — если семью консультируют и обучают приемам коммуникации, совместной игровой деятельности, правильным движениям и раз в два месяца следят за их успехами. Долгосрочная программа показана детям, которые имеют задержку в развитии. Вся помощь — бесплатная.  

— Случается, к нам приходят молодые мамы, которым трудно наладить отношения со своим младенцем, которые не испытывают с ним связи. И очень важно, что специалисты могут подсказать, как развивать ребенка в домашних условиях, используя предметы из быта. Как стимулировать его движения, что делать, если малыш начинает переворачиваться, ползти, какие игрушки давать, чтобы они соответствовали возрастным нормам и уровню развития, — рассказала Алина Ничкасова. — Выполняя рекомендации специалистов, семья может минимизировать риск каких-то возможных проблем, которые могли бы развиться позже. Мозг пластичен, и чем раньше заниматься нюансами его развития, тем лучше. Такой вид помощи детям в сотрудничестве со специалистами очень хороший, так как внедряется в естественной среде.

Ирина СИДОРОК 

sіdarok@zvіazda.by

Выбор редакции

Политика

Кризис на границе. Вся оперативная информация на вторник (обновляется)

Оперативная информация с белорусско-польской границы.

Общество

Декабрь в этом году ожидается теплее обычного. Прогноз от Дмитрия Рябова

Декабрь в этом году ожидается теплее обычного. Прогноз от Дмитрия Рябова

«Традиционно первый месяц зимы — самый темный и пасмурный месяц года».