Вы здесь

Чем уникальные работы выставки «Рябь невидимых полей»


Вместо холста — технические приспособления, вместо краски и кисти — излучение и свойства материи. В конце Года науки в Беларуси в художественной галерее «Университет культуры» открылась неповторимая выставка работ Эвелины Домнич и Дмитрия Гельфанда «Рябь невидимых полей», где размывается граница между наукой и искусством.


Лазерно-электрохимическая инсталляция «Водородина» Виктора Веденя.

Для создания своих работ Эвелина Домнич и Дмитрий Гельфанд используют химию и физику, объединив эти науки общей художественной идеей. На столкновении точного и воображаемого прослеживаются явления, которые в обычных условиях остаются недоступными невооруженному глазу. Недаром творцы — обладатели почетных премий Jараn Mеdiа Аrts (Япония, 2007 год) и Аrs Еlесtrоniса (в 2007, 2009, 2011, 2013, 2017 годах).

Эвелина Домнич, имеющая диплом об окончании философского факультета БГУ, родилась в Минске, Дмитрий Гельфанд — в Санкт-Петербурге, но степень бакалавра изобразительных искусств (кино и видео) получил в Нью-Йоркском университете. В 1997 году Эвелина и Дмитрий встретились в США и вместе начали создавать инсталляции и перформансы с помощью научных знаний. Опыт художников для творческих людей необычный, так как, помимо участия в крупных международных выставках современного искусства, они имеют богатый опыт сотрудничества с престижными научно-исследовательскими лабораториями: Институтом современных наук и технологий (Япония), факультетом физики и астрономии Vrijе Univеrsitеit (Нидерланды), Drittеs Рhisikаlishеs Institut Геттингенского университета (Германия) и другими. С 2008 по 2011 год Эвелина Домнич и Дмитрий Гельфанд работали в лаборатории «Орtоfоniса», а уже в 2012 году открыли в Амстердаме собственную лабораторию «Sуnеrgеtiса».

Выставка «Рябь невидимых полей» — это призыв к познанию мира, видимого и невидимого, ключ к которому скрывается в научных знаниях. В каждом зале галереи — по одному объекту. Естественно, когда смотришь на объекты, кажется, что между магией и наукой нет предела: настолько фантастически выглядят экспонаты. Что интересно, экспонаты, созданные с учетом невидимых процессов, невольно пробуждают интерес к бесконечному космосу. Например, лазерно-электрохимическая инсталляция «Водародина», где в воду подается слабый электрический ток, который расщепляет ее, освобождает пузырьки водорода. Водород поднимается на поверхность в дивных завитках, которые перекручиваются волшебными узорами. Естественно, прообразы галактик с мириадами звезд уместились в «Водародине»! Водород — это самый распространенный во Вселенной элемент, топливо для звезд. Как уберечься от космических ассоциаций?

Еще один интересный объект — звуко-химическая обсерватория «Саmеrа luсidа». В начале зрителя на несколько минут оставляют в абсолютной темноте, чтобы глаза адаптировались к восприятию световых конфигураций звуковых полей. Кстати, это также необычный в современном окружении опыт: часто ли жителям мегаполиса приходится встречаться с абсолютной темнотой? После адаптации можно подойти к прозрачному шару, наполненному водой: чрезвычайные, гипнотические явления, происходящие внутри, — это трансформация звуковых волн в световые, результат процесса звуколюминесценции.

В рамках заложенной концепции, под воздействием авторской мысли физические феномены на выставке превращаются в целостный арт-объект. Не таким ли видели искусство XXI века наши предшественники?

Дарья ЧЕРНЯВСКАЯ

Выбор редакции

Культура

Минск 1941. Как это было

Минск 1941. Как это было

Небо почернело от самолетов.

Культура

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и  «после»

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и «после»

Они еще не знали, что впереди — долгие три года жизни под оккупацией.

Общество

Игорь Петришенко: ЦТ — соревнование, и победа в нем должна быть честной!

Игорь Петришенко: ЦТ — соревнование, и победа в нем должна быть честной!

Социальное дистанцирование и наполняемость до 50 человек — таковы требования к аудиториям ЦТ.