Вы здесь

Белорусские кинематографисты разошлись по двум лагерям


К счастью или к сожалению, не бывает так, чтобы по поводу какого-то явления сложилось общее мнение. Вот, например, у нас на фоне затяжного кризиса отечественного кинематографа, бессилия национальной киностудии и сценарного голода появился независимый кинематограф, по крайней мере, более ощутимый независимый кинематограф. Он, в отличие от «Беларусьфильма» с его идеологическими и коммерческими задачами, вступает в связь с реальностью, использует возможности языка, находит интересные подходы, иногда демонстрирует нешаблонное мышление, откликается на актуальные темы и в целом обещает белорусскому кино светлое будущее. Думаете, независимый кинематограф как явление вызывает только положительные отзывы? Естественно, нет.


«С 8 Марта мужчины!», «Беларусьфильм».

Подчеркну, что речь идет не об отдельных фильмах, а о феномене или, скажем, тенденции в целом. Да, иногда то, что мы видим из независимого, и кино назвать нельзя, но именно в этой сфере последние несколько лет наблюдается плодородная активность. И если на одной стороне фильмы «Следы на воде», «С 8 Марта мужчины!» и сериалы для в первую очередь российского телеэкрана, независимые картины с более трезвым взглядом на окружающую действительность я принимаю как манну небесную. Даже с их несовершенством кажется, что какое-никакое будущее нашего кино стоит за неустроенной, но свободой, а не за ржавой системой государственного финансирования.

«Граф в апельсинах» Влады Сеньковой.

Правда, судя по всему, такая расстановка сил задержится на нашей территории еще надолго: разработанный Министерством культуры резонансный проект указа Президента «О мерах по стимулированию развития кинематографа» оказался указом о мерах по стимулированию развития «Беларусьфильма», что подтвердило Министерство антимонопольного регулирования и торговли, к которому от всего кинообщества обратилась Мастерская социального кино. Мастерская, кстати, кинообщество и объединила, когда проект указа был на короткий срок вынесен на общественное обсуждение, добилась отсрочки последней возможности внести в него свои предложения, организовала несколько встреч представителей сферы кинематографа, сформировала поправки и отправила их на рассмотрение. Результаты, которые быстро должны стать известными, покажут, в какой степени голос непосредственных деятелей киноиндустрии учитывается при судьбоносных решениях.

«Следы на воде», «Беларусьфильм».

А пока интересно наблюдать, как в этой системе одни снисходительно отзываются о «безнадежном» «Беларусьфильме» (и это логичный вывод), а другие говорят, что в фильмах, например, национального конкурса кинофестиваля «Листопад» (а он собирает в себе лучшее белорусское кино, и абсолютное большинство его программы составляют независимые картины) «нет профессии». А самое любимое, когда кто-то, кто имеет отношение к «официальному лагерю», торжествует после отрицательных рецензий на независимые работы.

«Завтра» Юлии Шатун.

Но, если взглянуть правде в глаза, самые интересные фильмы, несмотря на то, что государственные деньги в основном остаются на «Беларусьфильме», действительно создаются независимыми молодыми авторами. Я не знаю, надо ли объяснять, что картина «Завтра» Юлии Шатун, которая в этом году стала лучшим игровым фильмом национального конкурса кинофестиваля «Листопад», с любой точки зрения интереснее боевика национальной киностудии. Что на самом престижном фестивале документального кино IDFA в Амстердаме белорусское кино представляет Анастасия Мирошниченко с картиной «Дебют», созданной автономно от финансовой поддержки государством. Что в простом фильме Ольги Дашук «Портрет» для Белсата больше идеи, чем в снятом на киностудии ее же фильме «Сергей Плыткевич. Человек с фотоаппаратом».

«Подарок Санта-Клауса» с альманаха «Мы» «Беларусьфильма».

Кажется, можно было бы консолидироваться: молодые и перспективные авторы делали бы свои проекты на Национальной киностудии. Надо сказать, что-то на этом поприще «Беларусьфильм» действительно стремится делать, но позвольте не поверить в успешность этой идеи: те, кто общался с киностудией, возвращаться туда обычно не хотят; те, кто не имел этих отношений, также предпочли бы другие возможности, а новый альманах дебютов «Мы», не так давно представленный «Беларусьфильмом», подтвердил, что даже работа на киностудии молодых и перспективных не всегда дает должный результат.

«Души мертвые» Виктора Красовского.

Дело в том, что архаичная система, которой, несмотря на расхваленную реконструкцию, является национальная киностудия, уже давно не вписывается в современный мир. Пока вся Европа живет с питчингами, фондами и киноцентрами, а некоторые вообще заглядывают в далекое будущее и предрекают исчезновение авторского искусства и перемещение всего кино в интернет, то есть рассуждают даже не современными, а новаторскими концепциями, мы же имеем «Беларусьфильм». И проект указа по кинематографии мыслит все тем же вчерашним днем ​​— не развитием кино, а короткой поддержкой государственной кинофабрики.

Казалось бы, очевидно, что «Беларусьфильм» — это неуклюжая система прошлого, что нужно давать деньги молодым кинематографистам, что хоть какая-то сознательность переместилось в пока непрочное, но независимое кино. А потом абсурд, что мы наблюдаем в отношении госинституций к отечественному кино, становится понятным, если рассматривать его в простой логике — нежелании вкладываться в долгоиграющие ориентиры, а стремлении к большей вероятности, что белорусское кино сможет заработать денег. Сериалами оно и заработает, но белорусский кинематограф так и останется бесславной черной бездной.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

katsyalovich@zviazda.by

Выбор редакции

Общество

Маршрут по родниковому краю

Маршрут по родниковому краю

Первыми его начали осваивать гродненские творцы.

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Понедельник для Львов — благоприятный день для творчества и новых идей.

Экология

Что предлагает экотуризм и чем он так привлекает в Беларусь иностранцев

Что предлагает экотуризм и чем он так привлекает в Беларусь иностранцев

Прогуляться по болоту, посетить необитаемый остров.