Вы здесь

Какие новые памятники появляются в Минске?


Обычно памятники воспринимаются как неотъемлемая часть города, кажется, что они были всегда и останутся на своих местах также навечно. Такое настроение диктует само их название. Тем не менее на карте белорусской столицы периодически появляются новые молчаливые свидетели времени. Причем нередко — это приветствие через флер веков. Такова жизнь: часто, чтобы оценить чей-то вклад в развитие целого народа, причем как положительный, так и негативный, должно смениться не одно поколение...


«Идиллия в ресторане»

Памятник, о котором пойдет речь, «прописался» в Минске менее двух лет назад, тем не менее без хотя бы беглого его упоминания не обходится уже ни одна экскурсия по центру. Туристы шутят, что его другим названием может стать «В ресторане». Якобы между двумя мужчинами происходит такой диалог: «Это счет?» — «Я это не ел!» Не стоит воспринимать подобные замечания как оскорбление, большинство городских объектов ведут «двойную» жизнь: официальную и то, которая состоит из слухов и легенд . Вы уже догадались, что за памятник имеется в виду? Еще одна подсказка — он был открыт в День города в 2016 году. В Верхнем городе. Скрывать правду больше не имеет смысла — это памятник Станиславу Монюшко и Винценту Дунину-Марцинкевичу, а заодно и созданной ими совместно опере «Крестьянка». Между прочим, первой белорусской опере. Но в то время это не только не прославило авторов, но навлекло на них определенные проблемы.

Место для памятника, кстати, выбрано было не случайно. Всего за сотню метров от него некоторое время жила семья Монюшко.

 

Сам Станислав родился в имении Убель под Минском. Он был единственным ребенком у родителей, слабым и болезненным, но в то же время изысканным и увлеченным искусством. Сказывалось хорошее происхождение: его дед по материнской линии был основателем производства слуцких поясов. Родители видели в сыне будущего профессионального музыканта, поэтому отправили его учиться в Варшаву. Однако восстание 1830—1831 годов внесло коррективы в их планы: средств, чтобы оплачивать дорогую учебу, не хватало, а сама семья вынуждена была переехать в Минск. Поселились они в доме на углу нынешних улиц Энгельса и Интернациональной, где сейчас находится французская пекарня.

Станислав учился в гимназии, которая располагалась в здании бывшего базилианского монастыря. Он очень любил музыку в принципе, но его настоящим увлечением был орган. Благо, послушать органную музыку можно было опять же в нескольких шагах от дома — в доминиканском монастыре, который находился на нынешней Октябрьской площади. Орган славился на весь город, и молодой человек был настолько покорен его волшебными звуками, что решил сам стать органистом. В конце 1850-х, долгое время пожив в Вильнюсе и Петербурге, он все-таки переезжает в Варшаву, где работает профессором музыки. Он был очень любим всеми, начиная от зрителей на концертах и ​​заканчивая своими студентами. Как любой творческий человек, он имел тонкую душевную организацию. В конце концов он поссорился с директором академии до такой степени, что умер от разрыва сердца. Так ли это было на самом деле, утверждать сегодня сложно, но на заметку взять стоит: себя надо беречь. Возвращаясь к теме: когда композитора хоронили, проститься с мастером пришло 100 тысяч человек. После себя он оставил большие долги, но и большое наследство — вся белорусская и польская опера началась с него.

Что касается Винцента Дунина-Марцинкевича, то это первый драматург, писавший на белорусском языке, о белорусах и для них. В опере «Крестьянка» (или «Идиллия») главными действующими лицами были крестьяне. Не удивительно, что уже на следующий день после премьеры царское правительство эту постановку запретило. 1852 год — время отнюдь не спокойное. Зато сейчас и ставить оперу, и говорить о ней, и даже посвящать ей памятники можно смело. О справедливый триумф времени!

Городская мелодия: свист городового

Следующий памятник, о котором пойдет речь, не посвящен конкретной исторической личности. Это символ профессии и самого чувства защищенности. Кстати, он появился в городе еще позже — в прошлом марте. А вот находится памятник в одной из самых старых частей города — на Городском Валу. Между прочим, улицу украшает немало зданий, которые проектировали в конце XIX — начале XX века. Для Минска с его сложной историей сохранить их — уже большая удача. Среди них, например, пожарная часть, чей фасад из красного кирпича стал негласной визитной карточкой Минска, а еще здания МВД и Музея милиции. Вот мы и дошли до сути: сам памятник также связан с работой правоохранительных органов. Его открыли в прошлом году накануне празднования 100-летнего юбилея белорусской милиции. Скульптура изображает городового вместе с собачкой — символ спокойствия и порядка, которые царят в городе.

Сами городовые появились в царской России, а соответственно и в Беларуси, входившей тогда в ее состав, в 1860-е годы. Функции, которые они выполняли, можно сравнить с обязанностями патрульно-постовой службы. Правда, улицы они не патрулировали, а находились в пределах строго отведенного места.

Это легко объяснить: во времена отсутствия раций и мобильных телефонов (согласитесь, сейчас такое уже достаточно сложно представить) городовые должны были находиться в пределах видимости друг друга, чтобы в случае необходимости прийти на помощь. Интересный факт, что на каждом посту работало посменно по трое городовых, а вот один начальник приходился почему-то на четырех человек. К концу XIX века был принят закон, что в городах с населением более двух тысяч человек должно приходиться не более одного городового на каждые 500 человек. Согласно переписи 1897 года, в Минске проживало 91 тысячи человек, а значит, город мог позволить себе нанять около 180 полицейских этого чина.

Узнать городового можно было не только по форме — ее можно подробно рассмотреть на памятнике, — но и по свистку, который был его непременным атрибутом.

Многозначный круг

Один из самых «свежих» памятников торжественно открыли в Минске в этом сентябре. Он не посвящен ни знаменитым личностям, ни профессиям. Его масштабы куда шире. На обновленной набережной Свислочи появился древнейший солярный символ, а точнее — колесо. Чему может быть посвящена такая скульптура? На самом деле — чему пожелаете: солнечной энергии, движению, жизненному циклу, благородству и даже самому времени. Колесо именно с восемью спицами чаще всего приписывают значение возрождения и обновления. В нашем случае эта скульптурная композиция символизирует объединение белорусов всего мира. Кстати, место для ее установки было выбрано совсем не случайно. Здесь находилось древнее минское городище, ученым даже удалось найти колесо, возраст которого составило около тысячи лет.

На данный момент белорусская диаспора по всему миру насчитывает около трех миллионов человек, а это в полтора раза больше населения Минска. Первые предпосылки для миграции белорусов сложились еще в XV-XVI веках. Тогда знать с белорусских земель ехала в Европу ради учебы в университетах. Большинство возвращалось, но некоторые жили там десятилетиями или даже оставались навсегда. Вспомним того же Илью Копиевича, который долго жил в Амстердаме, или Степана Оскерко, который уехал в Пруссию.

Во времена царской России причины покинуть страну были немного другими, одна из них — несогласие с тогдашним режимом. Но, опять же, миграцию тогда нельзя было назвать массовой. Дело в том, что нередко такой возможностью пользовались выдающиеся личности, поэтому тема и была на слуху. Помните историю Тадеуша Костюшко или Ивана Домейко?

Массовый характер миграция приобрела в конце XIX — начале XX века. Минск, крупный город, она коснулась не так сильно, как окрестные деревни. Люди бежали из страны из-за безземелья и отсутствия средств к существованию. Сейчас бы мы назвали это «американской мечтой», а тогда это было просто попыткой прокормить семью. Эмигрировали в США, Канаду, Бразилию, Аргентину, страны Западной Европы, большая часть белорусов, около 700 тысяч, отправилась осваивать новые земли в Сибири. Что было дальше, всем хорошо известно: войны, революции, репрессии — все эти события заставляли людей покидать любимые просторы в поисках безопасности.

«Идеология» современной молодежи активно направлена ​​на космополитизм. Путешествуйте, живите в других странах, но помните, кто вы есть и что вы всегда можете вернуться. Вернуться, чтобы прогуляться по знакомым с раннего детства или юности уютным улочкам белорусской столицы. Может быть, по дороге вы заметите еще несколько новых интересных композиций...

Дарья КОСКО

Выбор редакции

Общество

Регистрационные карточки для таксистов

Регистрационные карточки для таксистов

А еще нормальный рабочий день, отпуск и право на «больничный»...

Здароўе

Коварный и смертельный вирус: гепатит следует держать под контролем

Коварный и смертельный вирус: гепатит следует держать под контролем

От заболеваний, связанных с гепатитом, в мире каждые 30 секунд умирает один человек.

Общество

На одном дыхании. Что происходит в пульмонологическом отделении, где лечат больных с COVІD-19

На одном дыхании. Что происходит в пульмонологическом отделении, где лечат больных с COVІD-19

Пятая клиническая больница остается одним из медучреждений Минска, куда госпитализируют больных с COVІD-19.