Вы здесь

Сергей Сивец: Законы должны помогать людям, а не создавать трудности и препятствия


Председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству, член Ученого совета Национального центра законодательства и правовых исследований, научно-технического совета Национального центра правовой информации, кандидат юридических наук Сергей Сивец в интервью «МС» разъяснил суть совершенствования гражданского законодательства на примере подготовки изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь.


Изменения, продиктованные временем

— Сергей Михайлович, сначала несколько слов о сути и роли гражданского законодательства в Беларуси.

— Гражданское законодательство занимает особое место в правовой системе страны. Его нормы регулируют имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, основанные на принципе юридического равенства субъектов.

Нормы гражданского права касаются каждого: с их действием мы сталкиваемся каждый раз, когда делаем покупки, пользуемся услугами, распоряжаемся своим имуществом, создаем бизнес, получаем наследство, защищаем в суде свои честь и достоинство.

Безусловно, имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, являются основой предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Именно поэтому Гражданский кодекс, содержащий основные нормы гражданского права, вполне обоснованно называют экономической конституцией государства.

— Что не так в гражданском законодательстве государства, если возникла задача его корректировки?

— Действующий Гражданский кодекс был принят в 1998 году. За прошедшие два десятилетия существенные изменения претерпели сами общественные отношения, регулируемые гражданским правом. Изменения произошли в сфере предпринимательских отношений. Изменилась роль государства в регулировании экономических отношений. Появились новые объекты гражданских правоотношений — цифровые активы, а развитие цифровых технологий потребовало радикального изменения подходов к тому, как должны совершаться и оформляться сделки.

Сформировалась широкая правоприменительная практика. За это время судебная система страны выработала практику рассмотрения гражданских (экономических) споров, которая свидетельствовала о наличии определенных пробелов в законодательстве. Все это и стало основой для системного пересмотра норм Гражданского кодекса и разработки проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов» (далее — законопроект).

Предлагаемые изменения в Гражданском кодексе значительны по объему и затрагивают различные аспекты: защиту гражданских прав, правовой статус граждан и юридических лиц, корпоративные отношения, общие положения о договорах, право интеллектуальной собственности, наследственное право, международное частное право.

Из числа наиболее существенных нововведений я хочу выделить следующее. Значительная их часть связана с регулированием корпоративных отношений. Отмечу, что в законопроекте предлагается законодательно определить правовой статус решения собрания участников (членов) коллектива, при этом в кодексе появится отдельная глава, посвященная решениям собраний и их недействительности.

Уточняется система организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации. В частности, в кодекс предлагается включить нормы о садоводческих товариществах и товариществах собственников.

Усиливаются гарантии прав кредиторов юридического лица при ее реорганизации, а также детализируется правовое регулирование процесса ликвидации юридических лиц.

Не менее значительные изменения касаются прав граждан. В кодекс предполагается включить нормы, посвященные охране изображения гражданина: в качестве общего правила предполагается использование такого изображения (фотографии, видеозаписи и т. п.) только с согласия самого гражданина. Исключение будут составлять случаи получения такого изображения при проведении съемок в местах, открытых для массового посещения, во время проведения массовых мероприятий, а также в других случаях, которые должны быть определены законодательными актами.

Также предлагается уточнить содержание дееспособности малолетних (до 14 лет) и лиц, ограниченных в дееспособности, в части их права на совершение мелких бытовых сделок, отказавшись от этого понятия, которое не получило четкого определения, и заменив его границей «до 3 базовых величин».

Совершенствуются нормы, определяющие порядок выполнения обязательств. В частности, предполагается признать возможность заключения кредиторами соглашения о порядке удовлетворения их требований к должнику.

Предлагается детальная регламентация договора факторинга, а также совершенствование норм, регулирующих договоры франчайзинга и простого товарищества.

Раздел V Гражданского кодекса «Интеллектуальная собственность» предлагается системно пересмотреть, изложив весь раздел в новой редакции.

Как видите, изменений много. Однако неправильно будет говорить о том, что с их принятием страна получит новый Гражданский кодекс, так как эти изменения не предусматривают пересмотра базовых принципов отечественного гражданского права, а преимущественно направлены на совершенствование отдельных его норм.

Вопрос о том, нужен ли нашей стране принципиально новый Гражданский кодекс, представляется достаточно сложным. Разработка такого правового акта требует серьезной многолетней работы с привлечением ведущих ученых и специалистов-практиков. В качестве примера можно привести опыт наших соседей — в Российской Федерации с 1999 года действует Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, который на постоянной основе занимается вопросами концептуального развития гражданского законодательства и подготовкой предложений по его системному пересмотру.

Правильные толкования

— В какой степени вливаются результаты прямых телефонных линий, личных приемов граждан сенаторами, анализ письменных и электронных обращений людей в верхнюю палату парламента при подготовке изменений и дополнений в гражданское законодательство?

— Результаты работы сенаторов с обращениями граждан, полученные в связи с проведением личных приемов и прямых телефонных линий, имеют чрезвычайно важное значение с точки зрения получения информации, что называется, из первых рук. Как показывает практика правоприменения, в большинстве случаев основные проблемы на местах, в том числе у граждан, связаны с неправильным или некорректным толкованием тех или иных нормативных предписаний местными органами власти или руководителями соответствующих субъектов хозяйствования. И если это происходит в течение длительного периода времени, возрастает число лиц, чьи права и законные интересы нарушаются, что в конечном итоге влияет и на оценку эффективности деятельности публичных органов власти со стороны населения.

Поэтому очень важен регулярный парламентский мониторинг практики правоприменения законодательных актов на местах, анализ работы местных органов власти по решению текущих вопросов общественной жизни, оказанию необходимой помощи гражданам в реализации их прав и законных интересов. Именно на достижение этих целей и направлен диалог граждан с парламентариями, в процессе которого законодатель находится на расстоянии вытянутой руки от своего избирателя и вместе с ним участвует в решении вопросов, которые того волнуют

Поэтому результаты прямых телефонных линий, личных приемов граждан, письменных обращений, в том числе электронных, обязательно учитываются в нормотворческой деятельности как при подготовке законопроекта, так и в момент их рассмотрения на заседаниях Постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству Совета Республики.

— Как развитие цифровых технологий влияет на правовую систему государства?

— Активное развитие цифровых технологий влияет на все сферы общественной жизни. В том числе — и на общественные отношения, регулируемые нормами гражданского права.

Можно говорить, что развитие информационных технологий в значительной мере опережает развитие законодательства. В качестве примеров можно привести практику заключения договоров в сети «Интернет» нажатием клавиши и имеющееся требование гражданского законодательства обеспечить письменную форму сделки; оборот цифровых знаков (токенов) и отсутствие четкого законодательного определения их правовой природы и т. д. Поэтому одной из задач при текущем пересмотре норм Гражданского кодекса является адаптация его норм к условиям цифровой экономики, которая сейчас активно создается в нашей стране.

Также хочу отметить, что одним из оснований для разработки законопроекта стало принятие в конце 2017 года декрета № 8 «О развитии цифровой экономики», — в числе прочего он предусматривал проведение в рамках Парка высоких технологий правового эксперимента по апробации новых правовых институтов на предмет возможности их имплементации в гражданское законодательство. В результате в числе норм, предлагаемых для включения в Гражданский кодекс, есть посвященные таким новым для нашего законодательства понятиям, как опционный договор, конвертированная ссуда, безотзывная доверенность и другие правовые инструменты, в использовании которых заинтересованы отечественные ИТ-компании, активно сотрудничающие с зарубежными партнерами и инвесторами.

В интересах каждого

— Что вообще дадут нашим согражданам изменения и дополнения в Гражданский кодекс?

— Как я уже говорил, нормы гражданского права затрагивают интересы каждого из нас. Поэтому от того, насколько они понятны и просты в применении, насколько они соответствуют существующим общественным отношениям, зависит качество нашей жизни. Право должно помогать общественным отношениям, а не создавать трудности и препятствия.

Основной целью текущего пересмотра норм Гражданского кодекса является их приведение в соответствие с требованиями быстро меняющейся жизни. Поэтому я считаю, что обновленные нормы гражданского законодательства предоставят нашим гражданам больше возможностей для реализации своих имущественных прав, защиты личных неимущественных прав, будут способствовать росту предпринимательской активности и развитию новых отраслей нашей национальной экономики.

— Каким образом Совет Республики принимает участие в разработке изменений в гражданском законодательстве Беларуси?

— Несмотря на то что Совет Республики формально присоединяется к законотворческому процессу на одной из последних его стадий, члены Постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству настроены на то, чтобы «держать руку на пульсе» и оценивать законопроект еще до того, как он поступит в верхнюю палату парламента. Особенно если речь идет о таком важном законопроекте, как упомянутые изменения в Гражданский кодекс.

Примером участия Совета Республики в работе над проектом изменений в Гражданский кодекс является организованный Постоянной комиссией по законодательству и государственному строительству круглый стол на тему «Совершенствование положений Гражданского кодекса Республики Беларусь об интеллектуальной собственности». Он проводился в формате видеоконференции, что позволило принять в нем участие членам Совета Республики, представителям Верховного Суда, Министерства экономики, Национального центра интеллектуальной собственности, БГУ, Полоцкого государственного университета, Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, адвокатом и патентным поверенным. Предметом обсуждения стали положения предложенной новой редакции раздела V Гражданского кодекса Республики Беларусь, посвященного праву интеллектуальной собственности.

Во время общей дискуссии участники подчеркнули необходимость внесения изменений в нормы Гражданского кодекса и в целом поддержали нормы законопроекта. В то же время в отношении отдельных положений развернулась активная дискуссия, участники которой высказали свои предложения по их корректировке. Таким образом, проведение круглого стола позволило еще раз оценить положения законопроекта и сформулировать рекомендации, которые могут быть учтены парламентом при его рассмотрении.

Подготовил Леонид Лахманенко

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.