Вы здесь

Автолавки Копыльского райпотребсоюза обслуживают 153 населенных пункта


Корреспондент «Звязды» побывала в Копыльском районе, что на Минщине, и посмотрела, как здесь налажено обслуживание жителей автолавками

С каждым годом в сельской местности уменьшается количество жителей. Старики отходят в мир иной, а молодежь пока редко переезжает на малую родину. Параллельно во многих деревнях закрываются стационарные магазины. Их просто нецелесообразно здесь держать. Большие расходы идут на оплату коммунальных услуг, электричества, отопления, зарплату продавцу. Вместе с тем государство не оставляет жителей наедине со своими проблемами. На смену стационарным магазинам приходят автолавки «на колесах».


Например, десять автомагазинов Копыльского райпотребсоюза Минской области по двадцати маршрутам обслуживают 153 населенных пункта района.

Вместе с водителем Виктором Чечиковым и продавцом Ольгой Карпеленей мы загружаемся сначала на складе в Копыле, затем в Тимковичах разными продуктами. Дружный тандем обслуживает 19 населенных пунктов с численностью населения 474 человека. Сегодня экипаж посетит девять деревень.

— Выбор продукции на складах очень широк, как молочной, так и колбасной. Ее завозят не только от производителей Минской области, но и из других регионов страны. Большим спросом пользуются и продукты местного производства, которые выпускает унитарное предприятие «Копыльский кооппром», кондитерские цеха райпотребсоюза, — говорит продавец и одновременно ловко выкладывает товар на витрину. Нужно, чтобы было все красиво, аккуратно, чтобы покупатель оценил, что к нему относятся с уважением.

—Мы неравнодушны к нуждам наших покупателей. Изучаем, анализируем спрос, стоимость продуктов питания. Смотрим, например, чтобы они были натуральные, а цены — приемлемые, — говорит начальник участка Копыльского райпотребсоюза Марина Кнышевич.

Вместе с Мариной Сергеевной мы направляемся вслед за автолавкой. Первый населенный пункт, через который пролегает маршрут, — деревня Деречино, где проживает 74 человека. Здесь машина делает пять остановок. Люди знают, когда ждать автолавку, ведь каждая «стоянка» оснащена специальной табличкой с информацией: кто обслуживает маршрут, когда придет машина, куда можно позвонить, чтобы сделать предварительный заказ на закупку всех видов вторсырья, дикорастущей и сельскохозяйственной продукции.

— И такие данные размещены в местах, где останавливаются наши автолавки, во всех населенных пунктах, — добавляет Марина Сергеевна.

— К нам автолавка приходит два раза в неделю. Этого достаточно. Людей у нас мало осталось, стариков забирают дети на зиму в город, — высказывает мнение Дмитрий Турбан, житель деревни Деречино. — Я, например, покупаю молоко, сметану, сыры, колбасы. Картофель и овощи свои. Жена — инвалид, я перенес операцию на сердце, так что домашнее хозяйство пришлось свернуть, держим только кур. Да и зачем дополнительные хлопоты на старости лет, если все необходимое доставит райпотребсоюз.

Мария Працко использует родительский дом под дачу.

— Дети отправили меня из города на природу, подальше от коронавируса. Мол, мама, в твоем возрасте нельзя рисковать здоровьем, — смеется Мария Александровна. — Для меня это и лучше, свежий воздух, тишина. А что касается продуктов питания, то здесь проблем нет. Все необходимое покупаю в автомагазине. Одной мне нужно немного. А летом, когда приезжают внуки, то покупки удваиваются. Заказываю малышам и мороженое, и разные сладости — конечно же, дети. Я очень довольна обслуживанием — очень вежливая у нас продавец, привозит всегда только самые свежие продукты. Никогда не было такого, чтобы они были просрочены. Кроме того, машина приходит в указанное время, не приходится ждать.

— Да, мы стараемся выдерживать график, — констатирует Ольга Карпеленя. — И жители нас не подводят, собираются вовремя.

— Ольга Николаевна, тяжело работать, устаете? Это же не шуточки обслужить за день столько покупателей? — интересуюсь у своей собеседницы. — И при этом быть вежливой, выдержанной, улыбаться. А ведь еще надо и план выполнять.

— Да, мне ежемесячно доводят план. Например, в октябре он был 33 тысячи 400 рублей. Продала товаров почти на 36 тысяч. Что касается напряженной работы, то за столько лет к ней привыкла. На первом плане для меня, чтобы покупатели были довольны.

Виктор Чечиков водит автолавку уже шесть лет.

— Вы доезжаете до самых отдаленных от больших дорог деревень. А что, если дорогу размоет дождем или заметет снегом?

— Все равно пробиваемся вперед. Просим, чтобы вытащили трактором, звоним председателю сельсовета, чтобы прислала снегоочистительную технику. Люди же не могут оставаться без продуктов питания, — отвечает Виктор Иванович.

На следующей остановке нас ждет уже несколько человек... и несколько котов.

— Они чувствуют, когда приходит машина и выходят вместе с нами, трутся у ног, заглядывают в глаза, ждут угощений, — смеются хозяева «мурок» и «барсиков». — И им что-то покупаем.

— А что для себя выбираете? Каждый на свой вкус, кто-то березовскую колбасу, а кто-то слонимскую. И под заказ привозят продукты. Сегодня закажешь, а в следующий раз привезут, — говорит Софья Фисько. — Мы никому не отдадим эту машину. Она новая, с низкой витриной, что очень удобно и для стариков, и для инвалидов. Продавца и водителя тоже не изменим. Они исключительные люди. Если моего старого дома нет, то Виктор Иванович принесет сумку с покупками к дому. И ездить за покупками никуда не надо. А весной нам и семена привезут — моркови, свеклы, капусты, — кто что закажет.

— Для улучшения обслуживания весной и летом пересматриваются графики работы автомагазинов. При составлении маршрутов учитывается приток населения, пожелания жителей. Маршруты разрабатываются так, чтобы максимально охватить жителей деревень и поселков, приезжих, где отсутствует стационарная сеть, а также — на удаленных от магазинов улицах крупных населенных пунктов. Например, в деревне Бучатино есть магазин, но старые, слабые люди не могут туда дойти. Поэтому здесь делаем две остановки. В одной из деревень у мужчины нет обеих ног. Продавец сам заходит к нему в дом, отдает товар и интересуется, что ему нужно в следующий раз, — отмечает Марина Кнышевич.

— Техника есть техника. Иногда случаются и непредвиденные обстоятельства, поломки. Что делаете в таком случае?

— Для того чтобы не допустить срывов, задержек по маршруту, в райпотребсоюзе есть два дополнительных автомагазина, оснащенных всем необходимым оборудованием, а также предусмотрена дополнительная загрузка автомобилей в крупных торговых объектах — магазинах «Ласточка», «Ивушка». Кроме того, перед выездом на маршрут ежедневно состояние техники проверяется ответственным специалистом, — объясняет Марина Кнышевич.

Тем временем наш автомобиль бежит по дороге быстро и исправно. И мы, проехав восемь деревень, достигаем самой крайней — Старины. Здесь живут 34 человека, которые ждут нас на пяти остановках.

— Нам привозит продукты и индивидуальный предприниматель. Но у него не такой разнообразный выбор. Обычно предлагает товар какого-нибудь одного производителя. А нам на старости лет хочется полакомиться и рыбкой, и колбасой, и вкусной выпечкой да мороженым, — говорят они. С полными сумками сладостей довольные покупатели разошлись по домам, при этом пожелав продавцу и водителю доброго дня. Хотя уже вечерело.

А завтра дружный тандем с самого утра снова загрузит машину продуктами — и в дорогу.

Татьяна ЛОЗОВСКАЯ

Название в газете: Абслугоўванне на колах

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.