Вы здесь

Как прошел первый год журнала «Беларускi музей»


Если оглянуться вокруг, то и при явном развитии краеведческого дела на всем постсоветском пространстве системной периодики по этой теме не так уж и много. Причин здесь может быть несколько. Во-первых, краеведение во все времена носит в значительной степени общественный характер. Во-вторых, тема регионоведение, родиноведение находит свое место в самых разных массмедиа — от местных до республиканских общественно-политических газет.


И все же издания типа журнала двадцатых годов прошлого века — «Наш край», где совместно рассматривались бы и практика, и методика краеведческой работы, где находилось бы место обзору стремления других стран и народов к организации изучения истории, к историческому воспитанию общества, всегда не хватает. И в прошлые десятилетия, и сегодня.

Так, сейчас в издательстве «Адукацыя i выхаванне» выходит «Беларускi гiстарычны часопiс», который объединяет ученых. Были до недавнего времени журналы «Спадчына», «Беларуская мiнуўшчына» (в нем, между прочим, проявлялась наибольшая тематическая определенность в отношении краеведения). Усилиями Белорусского фонда культуры выходит сегодня «Краязнаўчая газета». Есть в Национальном историческом музее непериодическое издание «Музейны веснiк». И на фоне всех этих массмедиа, как и на фоне нехватки историко-краеведческого издания, способного консолидировать общество в изучении истории Отечества всеми силами — и ученых, и культурно-просветительских работников, и наставничества, и просто общественность, решение правительства и Министерства культуры, в частности, об издании ежеквартального журнала «Беларускi музей», стало настоящим событием.

Основателем нового ежеквартального издания, обозначенного как научно-популярный журнал, выступил Национальный исторический музей Республики Беларусь. Главный редактор первого номера — Константин Столярчук (со второго номера обязанности редактора исполняет директор музея Павел Сапотько) во вступительном слове к мартовскому выпуску высказал следующее: «“Беларускi музей”  — издание научно-популярное, призванное отражать то главное, что происходит в музейной науке и в самих музеях, прежде всего белорусских. От авторов это требует прозрачности смысла, образности пересказа, умения не снижать планку читательского интереса. С учетом “законов жанра” редакционная коллегия решила пожертвовать подстрочными сносками (одно из требований к серьезным научным статьям). Исключения даются лишь в отдельных случаях, которые продиктованы в первую очередь темой. Предполагается, что во всех номерах тексты будут сопровождаться обилием иллюстраций». И далее: «“БМ” — интеллектуальный продукт, проходящий через призму журналистских забот о популяризации музейной науки»...

Создатели нового журнала призвали предлагать свои материалы музейных сотрудников, краеведов, историков, этнологов, искусствоведов, культурологов, преподавателей вузов, других специалистов и всех читателей, неравнодушных к судьбе музеев.

2020 год подошел к своему завершению. Перед нами — четыре номера журнала «Беларускi музей». Они дают все основания поразмышлять, какая все же задача выполнена, как она выполнена, какие вырисовываются перспективы. В четырех номерах — более полусотни публикаций. Действительно, они выполнены в разных жанрах: есть и корреспонденция, и обстоятельная научная статья, и публицистический очерк, и репортаж, и сообщение... Благодаря широкой палитре публикаций читатель может осуществить виртуальное путешествие в различные музейные, исторические адреса нашей страны — Оршу, Добруш, Ветку, Мир, Витебск, Залесье, Кушляны, Несвиж, Ружаны, Дымово (это — Шкловский район), Столбцы, Гомель, Брест, Осиповичи, Окопы, Могилев... Богато иллюстрированные статьи, репортажи посвящены темам отдельных коллекций, отдельным персонажам отечественной истории. Буквально каждая из публикаций настолько захватывающая, что складывается впечатление присутствия в том или ином месте, хорошего знакомства с персонажами отечественной истории, которые своими делами прославляли Беларусь, о которых неслучайно рассказывают музейные экспозиции или даже отдельные музеи в той или иной местности.

Вспомним хотя бы некоторых авторов «Беларускага музея»: заместитель директора по научной работе Государственного литературного музея Янки Купалы Надежда Стрибульская, заместитель директора по научной работе Витебского областного краеведческого музея Валерий Шишанов, генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь Владимир Прокопцов, директор музея Марка Шагала в Витебске Ирина Воронова, старший научный сотрудник Музея Марка Шагала в Витебске Елена Ге, заведующая отделом письменных и изобразительных источников Национального исторического музея Надежда Савченко... Каждый из авторов — буквально Личность в музейном деле! И каждый из авторов сумел рассказать о том, с чем связан годами поиска, настойчивой работы по тому или иному тематическому направлению. И если иногда некоторые публикации носят обзорный характер, являются своеобразными «введениями» в музей или экспозицию, другие из них открывают совершенно неизвестные доселе факты, явления, события.

Вот, например, статья московского коллекционера Андрея Кусакина и ведущего научного сотрудника Национального художественного музея Республики Беларусь Юрия Пискуна «Рассказала акварель…». Речь об акварельном рисунке с изображением города Могилева. Акварель вставлена в аутентичную раму, типичную для второй четверти XIX века: с позолотой, рельефными орнаментальными накладками по углам, рельефной накладкой в середине нижнего поля с гербом Могилева. «Литовская погоня на красном поле. В верхней части герба — половина российского двуглавого орла», утвержденного после первого раздела Речи Посполитой и включения Могилева в состав Российской империи. Рама ценна знаковым присутствием на ней Могилевского герба и хорошей сохранностью — есть даже оригинальное стекло ХІХ века с неравной толщиной... Название акварели — «Вид города Могилева на Днепре с Черниговской дороги». Автор — могилевский губернский архитектор Александр Бусырский. В статье — подробное рассмотрение уникального художественно-документального свидетельства по истории города 1840-х годов.

Или еще одна публикация — «Загадки Дымовской усадьбы» научного сотрудника Шкловского районного историко-краеведческого музея Ирины Гапеевой. Автор приглашает читателя познакомиться с судьбой русского военачальника, полевого археолога и нумизмата Николая Турбина на фоне рассказа об усадьбе в Дымово. Кстати, многие страницы журнала — хорошая подсказка для журналистов различных изданий: куда съездить, что рассказать читателю.

Четыре номера «Беларускага музея» показывают еще и характер активности авторов из того или иного региона. Конечно же, журнал стал хорошей площадкой для историко-публицистической работы сотрудников Национального исторического музея. Заметен на страницах издания и Национальный художественный музей. Основательной, монографического характера представляется и статья о его руководителе «Почувствовать художественную ауру мастера: личность Витольда Бялыницкого-Бирули в искусствоведении и творчестве Владимира Прокопцова», автором которого является директор Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук, доктор искусствоведения, профессор Валерий Жук. Выделяется среди прочего и замковый комплекс «Мир». Очевидно, музейные сотрудники заинтересованы использовать такую авторитетную медийную площадку для повествования о своих собраниях, о своих проектах, за каждым из которых — обстоятельная работа, внимательный поиск.

Вот как подытоживает первый год издания «Беларускi музей» его главный редактор и директор Национального исторического музея Павел Сапотько:

— В первый год своего существования журнал находился в процессе поиска, вместе с тем уже сегодня можно говорить о рубриках, которые нам кажутся наиболее актуальными: «Вытокi» (из истории музейного дела в Беларуси), «Збор» (музейные коллекции), «Экспазiцыйныя праекты» (стационарные экспозиции и временные выставки), «Замежжа»(зарубежный опыт, музейные новости), «Выданнi» (каталоги, альбомы и прочее), «Музейная аўдыторыя»  (культурно-образовательные и культурно-просветительские программы), «Асоба» (энтузиасты музейного дела), «Музей ХХI стагоддзя» (новые технологии в музейной практике). Это не полный перечень рубрик, их количество и наличие будут зависеть от насущных проблем музея. Замечу, что журнал «Беларускi музей» — совместный и, кстати, не единственный организованный в 2020 году проект Национального исторического музея Республики Беларусь и его генерального партнера компании «Джапан Тобакко Интернэшнл. ЭсЭндДи».

Издательские проекты — альбом и каталог «I рай i боль на Песеннай Зямлi... Беларусь вачыма мастакоў 1920–1930-х гадоў» (на основе музейной коллекции графики) и альбом «Адраджэнне i вяртанне» (к 255-летию рождения М. К. Огинского), виртуальный проект «Музыка герояў. Мелодыi Перамогi» (к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне), а еще масштабный  I Республиканский краеведческий форум, в котором приняло участие более 250 человек — итоги совместной работы компании и музея в рамках государственно-частного партнерства. Также музей и компания JTI основали многолетнюю социальную программу «Инклюзивная Беларусь. Включись в музей!», направленную на создание безбарьерной среды для слабовидящих и слепых посетителей, а также посетителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Что касается журнала «Беларускi музей», благодаря финансовой поддержке нашего генерального партнера каждый музей системы Министерства культуры, а также наши зарубежные коллеги смогли получить в качестве подарка все его четыре выпуска.

Теперь «Беларускаму музею» осталось стать еще и в некоторой степени и массовым, востребованным общественностью изданием. Национальный исторический музей сделал для этого все возможное. Слово — за музеями страны. И государственными, и общественными. И частными.

Константин ЛЕШНИЦА

Выбор редакции

Культура

Лилия Лукашенко: любовь к искусству была повсюду и во все времена

Лилия Лукашенко: любовь к искусству была повсюду и во все времена

Глава галереи «АртХаос» поделилась опытом участия в фестивале «Вытокі. Крок да Алімпу» и рассказала, почему современное белорусское искусство стоит внимания.

Экономика

Электродома становятся все более популярными. А тенденция индивидуального строительства — современные хутора

Электродома становятся все более популярными. А тенденция индивидуального строительства — современные хутора

В этом году планируется ввести в эксплуатацию 4 млн квадратных метров общей площади жилья.