Вы здесь

Бизнес-приключения «вентиляторщиков» на Гомельщине, или как менеджеры с пылесосами мимикрируют под коммунальщиков


В прошлом месяце корреспондент «Звязды» поделилась с читателями собственной историей, как в своей квартире в Минске она едва не стала жертвой деятельности недобросовестных предпринимателей. Ей и соседям по многоэтажке настойчиво предлагали сомнительную услугу — прочистить вентиляционные каналы в квартире. Не всем удалось избежать коммерческой ловушки. Сейчас подобные «набеги» все чаще случаются на Гомельщине. Истории чистки вентиляции и «облегчения» карманов потребителей услуги — как под копирку.


Алгоритм действий менеджеров по продаже услуги также одинаков. Целевая аудитория коммерческого охвата — пожилые граждане и матери в декретном отпуске, которые остаются дома одни. Считается, что это и самые эмоционально уязвимые категории граждан. Им предлагают улучшить состояние вентиляции. В случае отказа представители частных фирм пугают хозяев якобы огромным штрафом от аварийных служб и отключением газа из-за опасного состояния в квартире. Для решения «проблемы» настойчиво убеждают подписать договор. Сумма — 175 рублей, это цена со скидкой. Навязывают услугу даже тому, кто не является собственником жилья, не имеет регистрации по адресу. Прибегают и к схеме, когда сначала очень быстро проводят какую-то манипуляцию в вентиляционном отверстии при помощи бытового пылесоса, а уже потом, когда услуга оказана и обратно хода нет, требуют поставить подпись в документах.

«Положительный» эффект

Маркетинговая ловушка — в специфике услуги. Например, если образовался засор канализации или возникли проблемы с отоплением — это в ЖЭС. Вентиляция же не на слуху. Доверяют незваным гостям и потому, что менеджеры намеренно мимикрируют под коммунальщиков (используют подобную спецодежду, говорят, что от ЖКХ). Это особенно хорошо «выстреливает» среди людей пенсионного возраста, которые привыкли без лишних вопросов подчиняться распоряжениям ответственных служб. К тому же коммунальные услуги ассоциируются у граждан с государственными социальными стандартами. Выходит, что такие «визиты» псевдокоммунников плохо сказываются на доверии людей к сотрудникам официальных коммунальных предприятий. Чем же руководствоваться, чтобы не попасть впросак и в тоже время не отказать реальным коммунальным аварийным службам?

Заместитель генерального директора предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Гомельской области» Олег Спиридонов обращает внимание:

— Согласно законодательству, на сегодняшний день работы по проверке, прочистке, устранению неисправности придомовых вентиляционных каналов входит в техническое обслуживание жилых домов и выполняется непосредственно теми организациями, которые занимаются обслуживанием этих домов без взимания какой-либо платы, поскольку плата за техническое обслуживание взимается с граждан ежемесячно согласно тем суммам, которые выставляются за оплату жилищно-коммунальных услуг. В случае возникновения проблем гражданам необходимо обращаться непосредственно в свою организацию по обслуживанию или оставлять заявку в службе 115.

Еще раз, чтобы было понятно

За тем, чтобы система вентиляции работала исправно, следят специализированные организации на основании договоров, заключенных с предприятиями ЖКХ районов. Они осуществляют плановое обследование, при необходимости вентшахты прочищают. Но эти услуги специалисты выполняют в рамках договорных обязательств бесплатно для жильцов. Никакие другие организации не имеют права вмешиваться в работу внутридомовых инженерных систем и вентиляции в частности, а тем более требовать за это плату.

Специалисты предлагают запомнить несколько правил, как не скатиться в «коммунальную паранойю», но и не попасть в ситуацию с навязанной платной услугой. Во-первых, перед поквартирным обходом любых официальных государственных служб на дверях подъездов должно появиться корректное объявление с датой, названием организации, проводящей обследование, или той, что заказала услугу, привычным номером городского телефона для связи. Второе правило — перед началом любых работ в квартире, которые лично собственник или арендатор не заказывал, нужно связаться с диспетчером ЖЭСа. Правило № 3 — нельзя подписывать документы, не проверив, кто с ними обращается. Важно критически относиться к любым объявлениям на подъезде, которые носят угрожающий или категорический характер.
Не надо лениться звонить в ЖКХ по уточнению.

Коммунальщики обращают внимание и на то, что следует помнить — никаких срочных работ в квартире, если только хозяин сам не видит их необходимости (произошло затопление, чувствуется запах газа) никто не может навязывать.

Бизнес-приключения в Гомеле

В подобных делах сложно доказать, что факт мошенничества имел место. Распространители товара — официально зарегистрированная фирма. В договоре указана стоимость товара, под документом человек без принуждения ставит свою подпись. Такие общественно-процессуальные отношения разбираются в судебном порядке. И есть в Гомеле те, кто решил пойти таким путем. Только за последние три дня в Гомельскую городскую организацию общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей» обратились три заявителя с просьбой представлять их интересы в суде. Они намерены добиваться расторжения договоров-заявлений на выполнение работ по очистке внутриквартирной вентиляции. Все заявители-потребители — зрелые люди. Для них стоимость навязанной услуги — это значительная часть пенсии. Многие пришли за помощью через определенное время, когда уже вышел срок оплаты по договору, а за просрочку за платежом грозит начисление пени, — отмечает юрист-консультант Гомельской городской организации ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Андрей Бабич.

— Не все пожилые люди, которые обратились, понимают, что вообще за договор они подписали, — объясняет Андрей Иванович. — А между тем, кроме договора, всеми подписано заявление на оказание услуги и акт о сдаче-приемке выполненных работ по очистке вентиляции.

Менеджеры-«вентиляторщики» при оказании услуги дают потребителям подписать и юридически удачно составленное дополнение к договору. Это письмо с печатным текстом о том, что сотрудник фирмы-подрядчика услуги провел полную консультацию по обустройству внутриквартирной вентиляции, рассказал о том, каким образом будет оказана услуга, озвучил ее стоимость.

— Не все потребители, подписавшие подобный договор на навязанную им услугу, осмелятся судиться с фирмой, на это и рассчитывают подобные предприниматели, — добавляет Андрей Бабич.

Он отмечает, что в иске в суд можно апеллировать к пункту 1-й статьи № 116 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»: если в момент оказания услуги потребителю не была предоставлена вся необходимая полная и правдивая информация об услуге, он вправе требовать в суде расторжения договора и возврата заплаченных денежных средств.

Потребители могут настаивать и на том, что «сделка» была заключена под влиянием обмана, вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне не выгодных для себя условиях. Можно апеллировать и к тому, что менеджеры компании предоставляют свою услугу как нечто жизненно необходимое. Пусть доказывают, что до их услуги вентиляция плохо работала или стала работать лучше, чем раньше.

В частности, в организацию на днях обратилась молодая мама из Гомеля. Анастасия по той же схеме попала в собственной квартире в коммерческую ловушку «вентиляторщиков» и подписала договор. Она получила консультацию юриста, прислала официальную претензию в адрес частной компании по чистке вентиляции, даже съездила в офис предприятия. Говорит, дома, на семейном собрании все-таки решили не подавать иск в суд, а оплатить квитанцию за оказанную услугу. Гомельчанка приняла решение заплатить, но сделала серьезный вывод на будущее. Теперь для молодой мамы важно предупредить других людей, которые могут также оказаться в ее положении. Она, кстати, очень помогла в подготовке этого материала — показала все документы, которые подписывают потребители во время визита «вентиляторщиков» и свою претензию к частной компании с ответом на нее.

На этой неделе в Гомеле состоится первое судебное заседание. На нем юрист Гомельской городской организации ОО «Белорусское общество защиты потребителей» будет представлять интересы пожилой семейной пары гомельчан. Специалист по потребительским делам обратил внимание, что частная компания по очистке вентиляции зарегистрирована в Гомеле только месяц назад. Нужно готовиться к тому, что это только начало эмоционально острых заявлений от потребителей, которые наиболее уязвимы в коммерческих правилах игры товарно-денежных отношений.

Наталья КАПРЫЛЕНКО

Название в газете: Бізнес-прыгоды «вентылятаршчыкаў» на Гомельшчыне, ці Як менеджары з пыласосамі мімікрыруюць пад камунальнікаў

Выбор редакции

Общество

Хормейстер Нина Ломанович: Можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого улучшится

Хормейстер Нина Ломанович: Можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого улучшится

Главному хормейстеру Большого театра 27 августа исполнилось 70 лет.

Общество

Если помощь нужна экстренно, ее всегда смогут оказать волонтеры Красного Креста

Если помощь нужна экстренно, ее всегда смогут оказать волонтеры Красного Креста

Громкий гул сирены врасплох застал пенсионерку Веру Васильевну дома.

Политика

Лукашенко: Мы должны принять дополнительные меры по защите интересов многодетных семей

Лукашенко: Мы должны принять дополнительные меры по защите интересов многодетных семей

Об этом Президент заявил во время совещания с руководством Совета министров.

Общество

Как развиваются торфяное и газовое хозяйства

Как развиваются торфяное и газовое хозяйства

Беларусь занимает четвертое место в мире по добыче торфа и экспортирует продукцию из него в 25 стран.