На днях председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Сергей Рачков принимал участие в республиканской межведомственной научно-практической конференции «Концептуальные подходы в сфере национальной безопасности: тенденции и параметры трансформации», организованной Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь и Академией управления при Президенте Республики Беларусь. Председатель профильной комиссии рассказал участникам о модельном законотворчестве в сфере национальной безопасности на примере Парламентской ассамблеи ОДКБ.
Сенатор в начале подчеркнул: актуальность темы подтверждается трансформацией современных вызовов и угроз, которые обуславливают необходимость внесения корректив в концептуальные подходы в сфере национальной безопасности.
— В этих условиях переосмысливаются границы безопасности, в том числе человеческой, в ее структуру входят такие составляющие, как психологическое спокойствие, эпидемиологическое благополучие, экономическое развитие, — говорит Сергей Рачков.
Он отмечает, что международное сообщество проходит этап обострения межгосударственной конкуренции. Все чаще дипломатия заменяется политикой санкций, а формой взаимодействия государств становятся ситуативные коалиции, создаваемые, как правило, США, что несет серьезный потенциал напряженности из-за конфронтационной направленности в деятельности этих временных образований.
Сергей Рачков напомнил, что в речи на VІ Всебелорусском народном собрании глава государства проанализировал место и роль Беларуси в геополитической архитектуре мира.
— Он подчеркнул необходимость четко понимать, что происходит в геополитике, вокруг нас, в глобальном масштабе. Очевидно, что на смену глобализации приходит региональный эгоизм с элементами протекционизма. Важно определить, как эти процессы влияют на нашу жизнь и какое, как предполагается, место должно занять Беларусь в новом переформатированном мире, — говорит сенатор.
Он обращает внимание: резко и жестко меняются правила игры в мировой политике, разрушается созданная после Второй мировой войны архитектура международной безопасности. Не соблюдаются основные геополитические договоренности, в межгосударственных отношениях доминирует сила и агрессия, открытое вмешательство во внутренние дела суверенных государств, в частности, в отношении нашей страны реализовывается сценарий современной гибридной войны.
— В этой непростой обстановке особое значение для обеспечения национальной безопасности приобретает сотрудничество Республики Беларусь в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, — убежден председатель профильной комиссии Совета Республики.
Он убежден, что в данный момент роль ОДКБ в деле поддержания мира и стабильности на евразийском пространстве существенно возросла. В качестве подтверждения этих слов сенатор упомянул недавние события в Казахстане, где ОДКБ впервые использовала свой миротворческий потенциал.
— Наша организация показала востребованность, способность действовать быстро, решительно и эффективно. Благодаря этому конфликт был локализован и не получил развития по негативному сценарию, — отметил Сергей Рачков.
Также он обращает внимание и на еще один аспект: на всех направлениях деятельности ОДКБ важную роль играет ее парламентское измерение — Парламентская ассамблея, которая в 2021 году отметила свое 15-летие. Сейчас перед парламентариями государств-членов ОДКБ стоит задача по сближению, гармонизации национального законодательства и его совершенствованию на основе точных прогнозов и мониторинга военно-политической обстановки в зоне ответственности Организации.
Как это происходит?
— Гармонизация законодательства в сферах, связанных с коллективной безопасностью, реализовывается через принятие Парламентской Ассамблеей модельных законодательных актов и рекомендаций, которые не носят обязательного юридического характера и не являются источником международного права. Однако ценность и важность этих нормативных актов заключается в том, что они направлены на сближение национальных законодательств государств-членов по тем вопросам государственной, экономической и общественной жизни, по которым у всех государств имеются близкие взгляды и подходы, — пояснил сенатор.
Более того, уверен он, модельное законотворчество вносит значительный вклад в разработку теории национальной безопасности. К числу неоспоримых преимуществ такого подхода председатель профильной комиссии относит простоту их принятия; гибкость содержания, позволяющую учесть национальную специфику; авторитетность, обусловленную участием в разработке ведущих специалистов в области права из разных стран.
Из негативных аспектов модельных актов Сергей Рачков отмечает необязательность и отсутствие контроля за их имплементацией: государства сами определяют объем учтенного материала, Сроки принятия национальных актов и их форму.
— Другая проблема — толкование текста модельного акта, которое затруднено без единого органа, имеющего компетенцию по обеспечению единства правоприменения. Это делает модельный акт «застывшим» в том виде, в котором он был принят, в то время как законодательный акт может эволюционировать не только посредством внесения в него изменений, но и через творческую интерпретацию его положений судебными органами, — акцентирует парламентарий.
Он подчеркивает: модельные законы по ОДКБ — это адаптированные к условиям непосредственно ОДКБ международные правовые стандарты. После принятия в Парламентской ассамблее ОДКБ модельные законы предлагаются странам ОДКБ как образцы для национального законодательства.
По его словам, Парламентской Ассамблеей ОДКБ разработано более 80 документов, относящихся к сфере национальной безопасности и затрагивающих темы международного терроризма, экстремизма, незаконной миграции, наркотрафика, коррупции, предупреждения и борьбы с рейдерством, военной, информационной и энергетической безопасности, реагирования на чрезвычайные ситуации, противодействия торговле людьми.
— Некоторые исследователи и эксперты высказывают мнение, что модельные законы не полностью оправдали себя как средство гармонизации законодательств государств ОДКБ в связи с тем, что модельным актам свойственен рекомендательный характер в порядке добровольных обязательств и «существующей практики существования «особых соображений» или «принятия половинчатых решений», — обращает внимание парламентарий, однако он считает иначе: — Модельные законы, рекомендации и другие акты по ОДКБ, напротив, ориентируют национальное законодательство на наилучшие примеры законотворчества других стран, позволяют эффективно использовать ресурсы при подготовке национальных законодательных актов.
Он уверен: несмотря на рекомендательный характер, модельные акты содействовали принятию государствами ОДКБ общих оптимальных правовых решений, благодаря чему развитие национальных законодательств осуществлялось по подобным траекториям.
— На современном этапе, когда национальные правовые системы получили достаточное развитие, бессмысленно говорить о необходимости тотальной унификации национальных законодательств, приведения их к общему соответствию, — убежден сенатор. — Роль модельного законотворчества становится более разносторонней: модельный закон, не теряя своей значимости как источник совершенствования национальных правовых систем, в существенной степени должен также рассматриваться как возможность внедрения передовых идей юридической науки и практики.
Председатель профильной комиссии рассказал, что белорусский парламент анализирует «внедрение» норм и положений модельных актов в систему национального законодательства.
— Проведенный анализ модельных актов, принятых в 2014-2018 годах, показал, что нормы более 70% модельных актов были имплементированы, еще 10 % — использованы с модификациями, — приводит цифры Сергей Рачков и продолжает: — Весь массив понятийного аппарата модельных актов послужил стандартом для национального законодательного процесса государств-членов ОДКБ.
Кроме того, говорит он, в белорусском законодательстве учтен ряд положений рекомендательного перечня составов преступлений и административных правонарушений в сфере обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, разработанных в 2019 году.
Также он напоминает, что в прошлом году при подготовке Закона «О недопущении героизации нацизма» использовались положения рекомендаций по совершенствованию национального законодательства государств — членов ОДКБ в сфере противодействия распространению нацизма и его проявлений от 2019 года.
— И это обеспечило его принятие Национальным Собранием Республики Беларусь в исключительно короткие сроки, — резюмировал парламентарий.
Ольга АЛЕКСАНДРОВА
В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.
Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.
Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.