Вы здесь

Сакральное и бытовое в новой экспозиции Музея древнебелорусской культуры


В Институте искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси Музей древнебелорусской культуры является одним из самых примечательных, имеет в своих фондах и за стеклом выставочных витрин уникальные артефакты, некоторые из которых сохранились в нашей стране в единичных экземплярах.


Фрагмент интерьера дворцового зала. Борис Лазука демонстрирует посуду.

Сейчас в музее почти завершена работа над новым вариантом экспозиции: от времени создания заведения в 1980-е до 2017 года здесь не было ремонта, концепция сохранялась та же. Со времени получения нашей страной государственности возникла необходимость отразить в экспозиции определенные моменты истории. Структура музея на 80 процентов уже утверждена. В планах — оборудовать выставочное пространство с использованием последних научно-технических достижений: многочисленных баннеров, медиа, дополненной реальности. Посетителя будут встречать подвижные изображения людей из прошлых эпох...

Музей древнебелорусской культуры комплексный, то есть содержит и орудия труда, и бытовые вещи, и предметы культа, и художественные шедевры. Памятники археологии, сакральное искусство, самые полные в стране коллекции белорусских народных костюмов, отличительные образцы декоративно-прикладного искусства, стекло, керамика, текстиль: бытовой (рушники, покрывала) и художественный (слуцкие пояса), иконы... Чтобы не спеша разглядеть все и представить, как наши предки работали с тем или иным устройством, наверное, одного посещения будет мало...

Начинать осмотр лучше со знакомства с археологической коллекции. Среди древностей особенно впечатляют две узкие длинные лодки — рыбацкий и, по всей вероятности, торгово-военный челн, в бортах которого сделаны отверстия для весел трех гребцов. Устройство подняли со дна Немана возле Новогрудка. На подобные грузили множество товаров и сплавляли к Черному морю. Чтобы не тянуть суда уже против течения, их продавали на доски в качестве строительных материалов. Датируются челноки ХІІ и ХVІ веками.

Надгробие Сапег.

Каждый из экспонатов музейных коллекций уникален. Из чрезвычайно редких — мемориальная доска с могилы Льва Сапеги. Особой гордостью заведения является коллекция, которую составляют около ста полных комплексов народных костюмов — собрано фактически то, что зафиксировано на данный момент этнографами и искусствоведами как традиционное. Тысячи предметов текстиля: покрывала, полотенца, ковры. Некоторые из них украшают экспозицию — послевоенные рисованные на льняном полотне масляной краской. Происходят в основном с Витебщины. В фондах хранятся и произведенные на Гомельщине, Брестчине. Среди живописных ковров есть созданный Язепом Дроздовичем.

Манят глаз вышивки и традиционные белорусские мужские пояса — тканые, плетеные, вязаные, — их в музее огромная коллекция; свадебные женские головные уборы. Полотенца, служившие в качестве украшения, декора, в обрядовых целях.

Широко представлены и традиционные орудия труда: острога и другие снасти для рыбной ловли, приспособления для обработки почвы, ручные инструменты для обработки дерева, безмены, весы, топоры, циркули, предметы изготовления кузнечной культуры — выполненные художественно дверной замок, щеколды. Есть и те предметы, значение и способ использования которых сложно понять городскому человеку: отличительные специальные дощечки с прикрепленными ручками служили для покрытия крыши соломой, чтобы она ложилась ровными гребнями. Керамические маленькие, как игрушечные, поделки посуды были многофункциональными: с ними играли дети, а на ярмарках по их образцу покупатели делали заказы до следующего приезда гончара.

Особая вещь — игрушки-свистульки из глины, также широко представленные в витринах. Вид их несет что-то хорошее, позитивное. А звук, как верили наши предки, защищает ребенка от злых сил.

Кстати, многие экспонаты были сюда привезены из белорусского музея, созданного в начале ХХ века Иваном и Антоном Луцкевичами в Вильнюсе. Первый директор Музея старобелорусской культуры искусствовед Ольга Терещатова договорилась, чтобы в Минск вернулись вещи, собранные на белорусских территориях. На соответствующих экспонатах намеренно оставлены литовские бирки.

Несомненная заслуга музейщиков и в том, что успели заказать у старых мастеров из разных регионов характерные для их местности керамические изделия.

— Если ассортимент этой посуды сформировался еще в железном веке (фляги, кувшины, крынки, спорыши, миски), то характер украшения повсюду разный: изделия черно-глянцевые, калиновые, расписные, с фландровкой, — рассказывал во время экскурсии директор музея Борис Лазуко. — Сейчас, если где-то пожелают возродить как промысел изготовление гончарной посуды, мы сможем показать, какой была керамика в их регионе.

Вызывают интерес и самодельные музыкальные инструменты для индивидуальной и ансамблевой игры: духовые, мембранные, струнные, самозвучные, а также изделия из соломы.

Матерь Божья Одигитрия Иерусалимская. XVI в.

Следующие два зала учреждения представляют отечественную аристократическую культуру XVIII века. Рассматривая утонченную посуду и предметы интерьера, сочетающие практичность в обиходе и художественность исполнения, удивляешься: почему в сознании большинства закрепился стереотип, будто белорусы — крестьянская нация. Скульптуры производства Мейсенской мануфактуры, тарелка из Италии, кубок ручной работы из немецкого стекла, бутылочки и графинчики, душица — это то, что имели в своих квартирах состоятельные горожане. Дверца печи с классицистическими мотивами, камин из кафеля, причудливые зеркала сложной работы и подсвечники, часы с двигающимися картинками, люстры с множеством украшений, изысканная мебель — обычные для того времени предметы интерьера. Многие из подобных вещей изготавливались и на отечественных мануфактурах.

Широко представлена в музее и духовная жизнь наших предков. По иконам и предметам культа можно проследить историю Отечества со всеми его особенностями.

Фрагмент крестьянского дома.

Один из первых образцов белорусской иконописи и из ценнейших экспонатов — икона Матери Божьей Одигитрии Иерусалимской, датированная XVI веком. С древних икон XVI века — «Поклонение волхвов». По этим предметам искусства можно увидеть рождение художественного стиля с узорчатым фоном. Реставраторы сделали на иконах зондажи, расчистили некоторые фрагменты, ведь для научного музея (хотя и рассчитанного на обычного посетителя) имеет особое значение показать последовательность того, как создавались подобные шедевры: из так называемых насечек рождался узорчатый фон, что составляет важную черту внешнего облика и содержание икон белорусской школы.

Барочная икона, датируемая веком позже — Святая Параскева, — принадлежит к числу житийных. Изучая её содержание, понимаешь: была больше и, скорее всего, не помещалась в иконостас, поэтому частично обрезана. Фон, как узорчатый ковер, покрывает всю икону. Одна из икон, находящаяся в пострадавшем состоянии, — «Коронование Богородицы». В некоторых подобных случаях реставраторы оставляют поврежденные места, ведь любое вмешательство в исторический артефакт влечет за собой создание чего-то нового. Для ученых же, да и просто любителей изучения старины, важно иметь исторический памятник во всей его сложности.

— Образы — как люди: рождаются, живут, формируются, испытывают определенные неприятности, в том числе отношение к себе и... часто погибают или хранятся в плохом состоянии. А потом мы их спасаем, — делился Борис Лазука. — На иконах остаются отпечатки всего времени...

Из коллекции народных костюмов.

Так, когда менялась конфессиональная ситуация и приоритеты, отменяли униатство, имущество униатских церквей отдавали католикам или православным. С некоторыми изображениями, особенно скульптурами распятия, возникали определенные сложности. Существенная разница: у католиков это Христово страдание отражено с тремя гвоздями, а у православных — с четырьмя.

— Бывало, доходило до анекдотических ситуаций, когда новым хозяевам приходилось распиливать скульптуры... Да и при реставрации икон иногда выясняются разные слои в соответствии с новой конфессией, — рассказывал Б. Лазуко.

История — как копилка... Чего в ней только нет: величие и трагедии, взлеты и падения... Нельзя вернуться в прошлое и кое-что поправить, но, как сказал классик, нужно его помнить, чтобы заново не переживать когда-то пройденные драмы... С верой, надеждой, любовью сберегать то, что было создано — человеком для человека: с верой, надеждой, любовью...

Яна БУДОВИЧ

Фото Кастуся ДРОБОВА

Выбор редакции

Экология

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Три месяца сплошной жары нам не обещают

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».