Вы здесь

Хадасевич-Лисовая: Детское чтение — серьёзное и важное занятие


У белорусской писательницы и педагога Екатерины Хадасевич-Лисовой — целая библиотека книг, адресованных самым юным читателям. И едва ли не в каждой из книг — элементы игры, различные квесты, фантазии, которые втягивают мальчишек и девчонок в сотворчество... 


— Екатерина, вы давно работаете в детской литературе. Книги ваши пользуются популярностью у юного читателя. Ваши рукописи охотно принимают издательства. Вам не надо ни под кого подстраиваться. Что самое главное Вы стараетесь сказать читателю? 

— Я пишу книги и думаю о том, как увлечь чтением как можно больше детей, стараюсь открыть им удивительный книжный мир с его героями, приключениями, необыкновенными путешествиями в самые удивительные места. Каждую свою книгу я наполняю ценностями, постигая которые на страницах книг, юные читатели получат правильные жизненные ориентиры и вырастут хорошими людьми. В компанию детям я предлагаю интересных героев, чтобы мальчики и девочки подружились с ними и вместе в чудесных приключениях, увлекательных событиях, разных ситуациях постигали основы жизни.

— Вы сравниваете современную детскую литературу Беларуси с детскими литературами других стран? 

— Стараюсь следить за самыми яркими и популярными книгами, но скорее, чтобы быть в курсе новинок. Что-то вызывает интерес, нравится, а что-то не принимаю и не дала бы читать своему ребенку. Если брать качественную литературу для детей, то сравнивать с отечественной не стремлюсь, ведь у каждой страны свои уникальные самобытные авторы. 

— Есть ли у вас любимый герой, любимый персонаж в мировой детской литературе? 

— Одного выделить не могу, в детстве мне очень нравилась книга «Путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф, повесть «Орден Желтого дятла» М. Лобату, зачитывалась книгами Э. Берроуза про Тарзана. Очень привлекали волшебные сказки о добрых феях. Наверное, это повлияло на моё творчество в целом и как-то сам по себе возник и закрепился за мной образ Книжной феи, которая пишет сказки для детей и лично знакомит с ними ребят на многочисленных встречах. Мне очень хочется, чтобы созданные мной герои стали детям добрыми друзьями. И в будущем, возможно, уже взрослые люди на вопрос о любимом литературном персонаже, назовут кого-то их главных действующих лиц моих книг.

— В ваших книгах много разных игр, квестов, различных развлечений. Как вы считаете, детское чтение — это игра? 

— Детское чтение — серьёзное и важное занятие, но особенность детей в том, что именно через игру они лучше, результативнее и охотнее воспринимают даже самое сложное. Наличие игры заинтересует тех, кто пока не полюбил читать и создаст у них мотивацию к прочтению сказки, по сюжету которой создано развлечение в книге. Поэтому предлагаю в своих книгах поиграть, пройти квест, разгадать загадку, решить головоломку... Учимся и постигаем мир играя, легко, непринужденно и с большим желанием.

— У вас за плечами — немалый педагогический опыт. Литература для маленьких детей должна быть сопряжена с дидактикой, постановкой воспитательных, педагогических задач? 

— Детский писатель — это добрый учитель и немного волшебник, который творит чудеса через свои книги. Писать для детей — значит быть ответственным за то, что закладываешь в сердца маленьких читателей, чему их учишь. Дети отождествляют себя с персонажами, на их примерах учатся. Детская книга — сказочная проекция жизни, которая закладывает прочный фундамент личности. Через чтение дети наполняются эликсиром духовности, учатся постигать мир. Прекрасный вариант учить и воспитывать ребят через хорошие книги. Детская книга обязательно должна учить, воспитывать, тренировать находить выход из сложных ситуаций, анализировать и делать выводы, разбираться в людях, определять, что плохо, а что хорошо. И, конечно же, детская книга обязательно должна рассказывать о самом важном — общечеловеческих ценностях. Писателю необходимо включать эти посылы в свои произведения, но при этом важно не наставлять открыто, а повествовать так, чтобы юные читатели самостоятельно сделали правильные выводы и уяснили эти истины. Много требований к детской литературе, правда? Осталось напомнить о, пожалуй, самом важном: при всех этих задачах, книга непременно должна быть интересной и увлекательной. Ведь не заинтересовав читателей, невозможно их учить, воспитывать, развивать.

— Сегодня, когда осматриваешь большой массив литературы, адресованной детскому читателю, складывается впечатление, что сказка, фентези берут верх над другими видами и жанрами, что не хватает реалистических сюжетов? 

— Да, волшебные сказки и фентези на пике популярности, они востребованы у читателей. Почему так? Возможно, ответ кроется в том, что книги говорят о своих читателях, по предпочтениям видно, чего им не хватает в реальности. Дети и подростки хотят привнести в повседневность немножко чудес, поэтому малыши любят волшебные сказки, становясь подростками — читают фентези, а взрослея — предпочитают фантастику. Дети любят читать о суперспособностях, о волшебных мирах, могут найти в книге необычного друга, побывать там, куда может отправить только фантазия автора и творческое восприятие читателя. Но, думаю, даже любители этих жанров не всецело преданны только им. 

— Какие тематические пласты, какие направления, на ваш субъективный взгляд, упущены? 

— Пожалуй, в той или иной степени охвачены все важные темы. Детские писатели создают произведения, воспитывающие, развивающие, развлекательные. Хотелось бы больше книг о настоящей дружбе, о хороших поступках, о готовности прийти на помощь и об умении жертвовать чем-то ради других, об искренности, скромности, доброте. В современном мире просто необходимо закладывать эти ценности в детские сердца. 

— А о чем хотелось бы вам ещё написать? 

— Не могу назвать конкретную тему или рассказать о новом герое, историю о котором непременно хотелось бы написать. Идея новой книги всегда приходит каким-то таинственным образом. Но могу сказать, что очень хочется, чтобы мои книги соответствовали читательскому интересу и могли воспитывать хороший читательский вкус, чтобы они открывали удивительный мир чтения всё новым и новым читателям, чтобы после прочтения моих книг у детей формировались лучшие качества личности. И чтобы вдохновение всегда было со мной.

— Часто беседуя с детскими писателями разных стран, всегда стараюсь спросить о его отношении к литературной критике. С вашей точки зрения, нужна ли вообще критика детской литературе? 

— Конструктивная критика, которая поможет писателю усовершенствоваться, всегда полезна. Беру на заметку замечания, это помогает писать лучше, сам автор не всегда может объективно определить в тексте минусы или на обнаружение недостатков понадобится время, за которое могут быть написаны новые произведения с теми же огрехами. Ну и о плюсах, выделенных критикой в произведении, узнать приятно и важно.

— Вы — частый гость в библиотеках Минска, Беларуси. Видите, чувствуете ту атмосферу, в которую попадает юный читатель. Ваш главный совет библиотекарям детских библиотек?

— Библиотеки — это особый мир, сокровищница, где живут сотни, тысячи книг с их удивительными героями и увлекательными приключениями. А библиотекари представляются мне хранительницами этих богатств. По моим ощущениям, творческая встреча в библиотеке и, например, в школе в некоторой степени отличается по атмосфере. Когда выступаю в школе — дети, как правило, воспринимают меня как интересную, необычную гостью, которая пришла в их родную школу. Они слушают, увлекаются действом, которое я им демонстрирую, охотно участвуют в интерактиве. Безусловно, такие встречи тоже замечательные. Но когда я и мои читатели встречаемся в библиотеке — это другая атмосфера. Ребята выходят из школы — это уже настоящий культпоход со сменой привычной обстановки. И я в библиотеке уже не просто гостья, я становлюсь настоящей книжной феей, которая умеет перевоплощаться в разные образы, в героинь, которых сама создала в своих книгах. И вместе со мной со страниц книг сходят сказочные персонажи, появляются волшебные атрибуты, происходят волшебные превращения. 

Очень люблю библиотеки, ведь там работают замечательные люди, увлеченные своим делом профессионалы. Библиотекарями проводится очень важная и большая работа, которая открывает для детей чудесный мир чтения и помогает писателям находить своих читателей. Большое спасибо им за это!

Что хотелось бы посоветовать хранительницам книжных сокровищ? Еще больше продвигать именно отечественных авторов, активнее и креативнее помогать новым литературным героям, созданным нашими писателями, становиться популярными узнаваемыми персонажами, которые будут добрыми друзьями мальчикам и девочкам.

Беседовал Кирилл ЛАДУТЬКО

Фото из архива героини

Выбор редакции

Общество

Уборочный марафон Николая Пригодича. Опытный хлебороб первый на Гродненщине превысил намолот в четыре тысячи тонн

Уборочный марафон Николая Пригодича. Опытный хлебороб первый на Гродненщине превысил намолот в четыре тысячи тонн

Опытный хлебороб первый на Гродненщине превысил намолот в четыре тысячи тонн.

Общество

Зарплаты педагогов, поддержка молодых и престиж профессии. Какие еще вопросы волнуют работников отрасли?

Зарплаты педагогов, поддержка молодых и престиж профессии. Какие еще вопросы волнуют работников отрасли?

На пленуме профсоюза работников образования обсудили насущные проблемы.