Вы здесь

Важно не молчать


У кого, скажите, хоть раз не случался семейный скандал?! Этим, мол, сегодня никого не удивишь: люди влюбляются, венчаются, ссорятся... Однако не только ссоры супругов время от времени (а может, и чаще) создают дискомфорт соседям. Вечный конфликт отцов и детей также нередко проявляется повышенным тоном и даже рукоприкладством. Хорошо еще, когда все заканчивается мирно. К сожалению, не обходится во время семейных ссор и без трагедий...


Жертвой домашнего насилия может стать каждый. Кто из людей находится в зоне риска, определить не так просто. И если подобное случается на фоне пьянства кого-то из членов семьи, понятно, что виной всему является алкоголь. Трагедии же, происходящие во время семейного конфликта в приличных, положительных, казалось бы, семьях, вообще не поддаются никакой аргументации. Как не стать жертвой насилия у себя же дома и как не допустить непоправимого, рассказал заместитель начальника управления профилактики — начальник отдела организации работы участковых инспекторов милиции главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД майор милиции Константин РУЦ.

— Какие меры органами внутренних дел принимаются по снижению криминогенных рисков, если речь идет о домашнем насилии?

— В первую очередь, это профилактическое воздействие по отношению к конкретным категориям граждан, превентивные меры по предотвращению данной проблемы. Мы делаем все ради того, чтобы не допустить тяжких последствий, в частности, совершения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья человека. И это не красивые слова. Статистика свидетельствует: за восемь месяцев текущего года отмечается снижение зарегистрированных убийств и умышленных тяжких телесных повреждений в сфере домашнего насилия по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Проблема домашнего насилия не нова, она не взялась из ниоткуда.

— В июле вступили в силу изменения в Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». Чем вызваны законодательные поправки и какие новации предусмотрены?

— Изменения в первую очередь вызваны практикой, жизнью. Предыдущая редакция закона была принята в 2014 году. За это время многое изменилось. В МВД серьезно проанализировали практику применения мер индивидуальной профилактики и пришли к выводу, что перво-наперво необходимо пересмотреть подходы к осуществлению профилактических учетов в отношении граждан. Если предыдущей редакцией закона предусматривалось два вида профучета (за бытовые правонарушения и правонарушения, совершенные в состоянии алкогольного опьянения), то в новой редакции закона мы решили отказаться от профучета пьяниц — теперь мы будем работать с ними в направлении отправления их в лечебно-трудовой профилакторий. Основной упор в законе сделали на профилактический учет в отношении лиц, совершающих правонарушения в сфере домашнего насилия.

— Кто может оказаться на таком учете?

— Лицо, совершившее административное правонарушение в отношении близкого родственника, члена семьи, бывшего члена семьи. На профилактический учет могут быть поставлены граждане, в отношении которых проводится проверка в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь за совершение противоправных действий в сфере домашнего насилия. Например, если поступило сообщение об угрозе убийства со стороны мужа или жены, мы возбуждаем уголовный процесс, устанавливаем обстоятельства, доказываем факт совершения преступления. Естественно, имеются основания для постановки данного лица на учет.

— Нововведения коснулись и такого инструмента индивидуальной профилактики правонарушений, как оборонное предписание...

— Если в прошлой редакции закона мы имели право применять его до 30 суток, то согласно обновленному варианту, мы применяем оборонное предписание до 15 суток. Если в семье складывается такая ситуация, что его необходимо продлить до 30 суток, обращаемся к прокурору, который принимает решение, исходя из личности подозреваемого. По-прежнему на применение оборонного предписания должно быть дано согласие жертвы домашнего насилия. Однако если сотрудник милиции видит, что ситуация в семье непростая (жертва отказывается, так как находится в зависимости от семейного насильника) и уровень криминогенного риска в семье высокий, оборонное предписание применяется без согласия потерпевшего.

— Что представляет такая мера индивидуальной профилактики, как коррекционная программа?

— В техническом плане мы не отстаем от всех сфер общества. Законом предусмотрено ведение и функционирование реестра учета фактов домашнего насилия. Это своеобразная электронная система, обслуживать которую будет Министерство внутренних дел. Однако пользоваться ей смогут все заинтересованные субъекты профилактики: Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной защиты и другие ведомства. Кроме того, в них будет возможность вносить информацию в данный реестр путем получения сведений непосредственно от лица. Например, женщина приходит к врачу на прием и рассказывает ситуацию, что муж ее побил. Врач проинформирует о том свое руководство, и соответствующая информация будет внесена в реестр учета информации. Эти факты попадут и к нам, в результате чего начнется проверка. Если на то будут основания, семейный дебошир привлечется к ответственности. Обязательно отреагируем и тогда, когда в реестр поступит информация от учреждения социальной защиты населения на предмет того, что у конкретного пенсионера сын-пьяница забирает пенсию.

— А что сегодня можно понимать под домашним насилием? Это же, наверное, не только классическое поднимание руки мужа на жену?

— Есть разные виды домашнего насилия. Как правило, у нас стереотип: муж — скандалист, жена — пострадавшая. Хотя, как показывает практика, достаточно часто бывает наоборот. Что такое физическое насилие, думаю, объяснять не надо. Если же, например, муж оскорбляет жену, унижает ее честь и достоинство, в таком случае мы говорим о психологическом насилии. А еще изменениями Закона «О профилактике» введен термин «сексуальное насилие». Это покушение на половую свободу или половую неприкосновенность вопреки воле жертвы.

— Получив телесные повреждения, как правило, жертвы семейных конфликтов сообщают об этом в милицию. А насколько органы внутренних дел информированы о случаях психологического насилия?

— Из практики участкового инспектора я заметил такую вещь: когда приходишь на сообщение о физическом насилии, оказывается, что в большинстве случаев люди являются жертвами психологического воздействия. Это оскорбления, угрозы, нецензурная лексика, шантаж — действия правонарушителя так воздействуют на жертву, чтобы она почувствовала себя угнетенной в моральном плане. Это и есть психологическое насилие. В таких случаях не только милиция является субъектом профилактики правонарушений. Сюда подключаются все заинтересованные органы: представители Минздрава, психологи. Свои возможности предоставляют кризисные комнаты, куда, если есть такая необходимость, отправляется пострадавший.

— Каждый ли, если есть в этом необходимость, может получить там убежище?

— Кризисные комнаты есть в каждом регионе страны. Если жертве домашнего насилия некуда пойти, она там может провести столько времени, сколько необходимо для привлечения семейного дебошира к ответственности, или пока не успокоится ситуация. Вторая наиболее эффективная форма воздействия на семейного дебошира — применение оборонного предписания, когда он на срок от 15 до 30 суток изолируется от семьи. Многие домашние нарушители задумываются и исправляются — в результате в семье налаживаются отношения. Где-то в 40% люди расходятся. В остальных случаях пьяница (как правило, скандалят дома именно те, кто злоупотребляет алкоголем) направляется в ЛТП.

— Почему в некоторых семьях, столкнувшихся с проблемой домашнего насилия, ситуация не решается?

— Жертвам домашнего насилия становится жалко своих мужей, братьев, других родственников, и они им прощают. А для привлечения к административной ответственности в любом случае необходимо заявление от потерпевшего лица. Дебошир, видя свою безнаказанность, снова идет на нехорошие поступки. В таких случаях с пострадавшими ведутся разговоры о том, что нужно принимать конкретные меры, включая административное воздействие.

— Такие семьи, в которых еще воспитываются дети, наверное, у вас на особом контроле?

— Если сотрудник милиции выбывает на сообщение о домашнем насилии и устанавливает факт пребывания в таких семьях несовершеннолетних детей, об этом обязательно информируются органы опеки и попечительства — это комиссии по делам несовершеннолетних при исполкомах. Соответствующие сведения доводятся и до инспекции по делам несовершеннолетних. Если оба родителя представляют угрозу для своего ребенка, то последнее изымается из семьи. Если в семьях, где фиксируются факты домашнего насилия, проживают пожилые люди, об этом обязательно оповещаются территориальные центры социальной защиты населения.

— Как избежать трагических последствий на фоне домашнего насилия?

— Главное — не молчать. В первую очередь, информировать о подобных случаях милицию. Если замалчивать проблему, можно и жизнью потом поплатиться. Не надо стесняться обращаться за помощью в правоохранительные органы. Даже если что-то не в нашей компетенции, мы проинформируем другие государственные органы и проконтролируем, решился ли вопрос, с которым вы к ним обратились. Лучше предусмотреть все моменты, а не ждать, пока поведение семейного дебошира выльется в увечье или, не дай бог, смерть.

Вероника КАНЮТА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.