Вы здесь

Поселение нового образца. Как Беловежская пуща спасает деревни от исчезновения


Маковище находятся почти в глубине векового леса. Даже с обеих сторон дороги пуща сразу узнается по ее особым — высоким, ровным, красивым — деревьям. Едешь по лесу и вдруг попадаешь в населенный пункт. Трудно поверить, что осталось сейчас в деревне всего три коренных жителя. Но это так, и через пару лет названную деревню, как многие другие, записали бы в разряд тех, которые исчезают.


Улица в Маковище.

Участки идут с аукциона

Только Маковище сегодня не узнать. За добротными ограждениями стоят такие же добротные дома: одни богатые, другие более скромные. По улице проведен газ. Открыты аж три агроусадьбы, о чем информируют вывески. Сюда не просто вернулась жизнь — населенный пункт развивается. Участки под строительство в этой деревне продаются с аукционов.

— Давно оставленные усадьбы здесь так зарастали, что было не пробиться, — рассказывает председатель Дмитровичского сельского совета Вячеслав Русакевич. — Многолетний, если не вековой, деревянный сухостой напомнил мне декорации к мультфильму советских времен о Кощее Бессмертном. Только у нас, казалось, они выглядели еще более эффектно-зрелищно, то есть зловеще. Но, как говорится, стоит взяться за работу, и результат будет. Потихоньку взялись расчищать территорию, готовить к продаже. Первое время боялся, что такую площадь никто не осмелится взять, это был один из первых участков на продажу. А продали его еще перед деноминацией за 120 миллионов (сейчас 12 тысяч рублей). Тогда стало понятно, что дело сдвинулось с места. Со временем желающих находилось больше, люди приобретали и дома, и участки.

За один такой участок, например, в 2021 году сельисполком получил 30 тысяч рублей. Еще один аукцион по продаже участков собрал в зале Каменецкого райисполкома четыре десятка участников. Надо ли говорить, что торги прошли успешно? География проживания покупателей была довольно обширна: Брест, Минск, ближнее и дальнее зарубежье. Новые собственники в основном активно брались за освоение территории. Деревня стала оживать в прямом смысле. Вырастали дома, встал вопрос их отопления. Хозяева скооперировались и за свой счет протянули в деревню газопровод. В дома пришел газ, что означало новое качество жизни. Наполнялись голосами гостей агроусадьбы. С удовольствием ехали на летние каникулы потомки бывших жителей деревни. Некоторые из них, кстати, прилично ухаживают за родительскими домами. И хотя официально зарегистрировано в Маковище сейчас 12 человек, новых домов здесь более двух десятков.

Дом с историей, хозяин из Донецка

Заходим в один из дворов, где замечаем хозяина на улице. Знакомимся: Борис Годунов, родом из Донецка. Борис Александрович рассказывает свою историю:

Хозяин агроусадьбы Борис Годунов.

— Родился и вырос в Донецке. Работа была связана с угольной промышленностью. В 2014 году, когда там стало неспокойно, как раз достиг 60-летнего возраста. Сначала побыли с женой некоторое время в Мариуполе, думали, что скоро все закончится. Потом решили, что надо уезжать. Никаких родственников здесь не имеем. Просто раньше несколько раз отдыхали в Беларуси. Понравились чистота и порядок, доброжелательность людей. Поэтому и решили искать дом в Гродненской или Брестской областях. Сначала поездили по Гродненщине, потом приехали сюда. Останавливались обычно в агроусадьбах, расспрашивали хозяев, где что продается. Однажды ночевали в Каменюках, наша хозяйка Татьяна подсказала, что в этой стороне есть деревни фактически в лесу. Решили не доверять интернетным объявлениям, а ехать, чтобы своими глазами увидеть. Случайно усмотрели указатель на Маковище, повернули. Первой, кого встретили, была деревенская старушка, сидевшая на скамейке. Спросили, что продается, она и указала на этот дом. Я только взглянул, даже внутрь не заходил, сразу понял, что дом мой.

Участок в разработке.

И не ошибся. Дом был добротный, из пущанского надежного дерева, и как оказалось, с историей. Соседи рассказали, что возвел его в середине 1920-х годов хороший хозяин. Чтобы заработать деньги, он ездил работать в Америку, как и многие тогда. Дом его получился — на всю деревню. Но в 1939 году отношения с новой властью не сложились, и хозяин уехал. Дом отдали под начальную школу. После войны жилье выделили участнику войны, на стене даже звездочка была, которой отмечали дома ветеранов. Когда мы оформили покупку, во дворе не было ни туалета, ни воды — только электричество, — сказалось многолетнее запустение. Но ведь быстро привели дом в порядок, насколько возможно, оставили оригинальную планировку, печи. Постарались сохранить дух деревенского дома. На подворье со временем возвел еще один дом, который служит агроусадьбой, ну, и хозяйственные постройки появились, большая беседка — все для жизни семьи и удобства гостей.

Работы здесь каждый день хватает, можно сказать, нашли с женой развлечение для нескучной жизни на пенсии. Обитель чудесная, воздух целебный, лес полон легенд и преданий, соседи интересные — что еще нужно?

Импульс для развития

Едем по улице дальше, глава местной власти рассказывает, что красивый дом из светлой древесины построили брестские айтишники, но уже продали его, так как переехали в другую страну. Покупатель быстро нашелся. Как и без проблем находятся покупатели на свободные участки. Правда, есть и такие, кто купил и ничего не сделал на клочке земли. На один из таких, на краю деревни, сейчас готовятся документы в суд, он будет изъят и снова выставлен на продажу.

И не только Маковище, но Внучки, Абрамово, Сосновка, Осинники, Цвирки получили импульс в развитии благодаря притоку новых хозяев, которые приобретают дома либо возводят новое жилье в Беловежской пуще. Известная своей драматично-спасательной историей Рожковка также в этом списке.

На недавно приобретенном участке.

Приобретают участки либо готовые дома люди со всего бывшего Союза. Не так давно хозяевами недвижимости стала семья из С.-Петербурга. Заинтересованность проявили казахские немцы, уже несколько усадеб приобрели выходцы из Казахстана. Работает так называемое сарафанное радио: приезжает одна семья, за ней подтягиваются родственники, знакомые. Вековой лес приветствует всех.

Здесь селятся, как правило, люди не бедные, это видно по домам. Все, конечно, имеют свой транспорт. Но ведь есть еще три коренных сельчанина, и автолавка приходит два раза в неделю по графику, к торговой машине собирается далеко не три покупателя, а летом и вообще много.

Кстати, сельисполком также остается в выигрыше от реализации участков. Например, в свое время за вырученные на аукционе деньги купили новый служебный автомобиль, приобретали энергосберегающие фонари для освещения улиц населенных пунктов, деньги выделяются на ремонт, на благоустройство и улучшение территорий.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Каменецкий район

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.