Вы здесь

«Папа» «Нивы» родом из приграничья


Создатель прекрасного внедорожника «Нива» Петр Михайлович Прусов умер весной этого года в возрасте 75 лет. И наверняка мало кто знает, что родился он в белорусском приграничье — в Лиозненском районе Витебской области.


Ан­на Ку­ла­ко­ва, родственница кон­струк­то­ра, живет в Лиозно.

Наш корреспондент побывал на малой родине гениального автомобильного конструктора, бывшего главного конструктора предприятия, где выпускают «Лады» и «Нивы», доктора технических наук, Почетного гражданина Тольятти.

Простой парень

Поводом для написания репортажа стало знакомство в Лиозно с его родственницей.

Анна Кулакова — племянница мужа старшей дочери Петра Прусова. Она — научный сотрудник Лиозненского военно-исторического музея. Кстати, интересный факт далее. Конструктор в одном из интервью рассказал, что авто назвали в честь его детей — Натальи и Ирины — и детей первого главного конструктора «ВАЗа» Владимира Сергеевича Соловьева — Вадима и Андрея.

В деревне Зубки в доме, где родился Петр Прусов, до сих пор живут его брат с женой. Дом находится на улице Заречной. Интересно, что дом Петра Прусова, недалеко от Тольятти, — на улице с таким же названием...

Родственники из Лиозненщины часто приезжали в гостеприимный дом Прусова под Тольятти. Там до сих пор всегда рады встрече.

— Лилия Владимировна и Петр Михайлович всегда были гостеприимными. С душевным теплом и искренними чувствами относятся к нам в российском доме Прусовых, — рассказывает Анна.

По просьбе журналистки из Тольятти, которая писала о нем книгу, Анна Кулакова высылала фото и делилась воспоминаниями. И автору этих строк с удовольствием рассказала о знаменитом родственнике.

— Он был очень добрым и веселым человеком. При всем том, что был знаменит на весь мир, не болел «звездной болезнью». Был весьма общительным. Много рассказывал интересного. Иногда казалось вначале, что это шутка, придуманная история. А он в конце повествования говорил, что это происходило на самом деле, — вспоминает Анна.

В местном музее фото Прусова на стенде, посвященном знаменитым землякам. Есть там и книга о нем. Анна сожалеет, что нигде не может найти миниатюрную модель той самой «Нивы». В учреждении культуры будут благодарны, если кто-нибудь пожелает ее подарить.

Старожилы хорошо помнят, как Петр Прусов в 1958 году уехал в райцентр Городок, чтобы учиться в сельскохозяйственном техникуме на механизатора. До службы в армии успел поработать инженером по механизации в колхозе имени Калинина. На «ВАЗе» он стал работать с 1970 года. Вначале — инженером-конструктором отдела проектирования шасси...

Часто приезжал на малую Родину. Любил помогать родне по хозяйству, радовался встречам с односельчанами. Любил природу, рыбалку...

Общался с Шагалом

О встречах с Марком Шагалом Петр Михайлович Прусов написал в воспоминаниях.

«Впервые я услышал о М. Шагале, когда был в 1976 году в Германии. Пришел в национальную картинную галерею в Штутгарте. И, когда перешел в зал ХХ века, среди авангардных «изысков» вдруг обнаружил картину «ВитебскЪ. «Лафка». Я подошел поближе и посмотрел, кто автор. Марк Шагал. Тогда мне это имя было неизвестно. Картина была датирована 1913 годом, и я решил, что художник уже умер», — вспоминал он.

А встретился он с Шагалом совершенно случайно в посольстве СССР во Франции на торжественном приеме. Туда пригласили видных представителей русской диаспоры в Париже.

«Так мы с ним впервые познакомились. Затем повстречались в кафе. Марка Захаровича приятно удивило то, что я из Лиозно... (в местечке жили его родственники, он сделал немало работ, посвященных Лиозно и окрестностям. — А.П.). Я был у него в мастерской. Художнику в то время было уже 75 лет. Последний раз виделись с ним в 1983 году в Париже», — написал конструктор.

«Чайка» на авто

Еще один малоизвестный факт, связанный с советским автостроением. В Витебске жил человек, который придумал значок авто «УАЗ». Анатолий Федорович Ковалев был профессиональным художником. Занимался живописью, дизайном, скульптурой. Работал профессором знаменитого художественно-графического факультета ВГУ им. П. М. Машерова.

Он родился в 1926 году в Городокском районе. Воевал в Великую Отечественную. Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны І степени.

В интервью рассказывал, что работал на Волжском автозаводе. Его идею знаменитой «чайки» — эмблемы «УАЗа» — утвердили, когда он уже уволился. Вариант «птички» показался самым оптимальным членам приемной комиссии. А были предложения сделать символом авто — лося, маяк и, не поверите, профиль Ленина...

Но именно эскиз молодого дизайнера ответственным лицам завода понравился больше, чем рисунки других авторов. При этом авторские права ему не принадлежат. Объяснил это тем, что не было желания заполнить необходимые документы. А их требовалось предоставить для утверждения немало.

Таким образом, Витебская область внесла свою достойную лепту в написание истории автостроения.

Александр ПУКШАНСКИЙ

рukshаnskі@zvіаzdа.bу

Фото автора и из семейного архива Анны КУЛАКОВОЙ

Выбор редакции

Спорт

«Максим сказал и сделал». Родители и тренеры об олимпийском успехе Максима Недосекова

«Максим сказал и сделал». Родители и тренеры об олимпийском успехе Максима Недосекова

В среду в Минск вернулся бронзовый призер Олимпийских игр в прыжках в высоту Максим Недосеков.

Общество

Готовимся к свадьбе

Готовимся к свадьбе

Сколько сегодня стоит создание новой семьи?

Общество

В учреждениях образования ждут своих абитуриентов

В учреждениях образования ждут своих абитуриентов

Определиться с выбором профессии и местом обучения можно до 7 августа включительно.

Общество

Регистрационные карточки для таксистов

Регистрационные карточки для таксистов

А еще нормальный рабочий день, отпуск и право на «больничный»...