Вы здесь

На малой родине создателя «Нивы» Петра Прусова


В деревне Зубки Лиозненского района Витебской области, который граничит с Руднянским районом Смоленщины, впервые организовали автопробег с участием автомобилей «Нива». Именно этой марки, потому что в деревне родился конструктор Петр Прусов — создатель легендарного внедорожника. Местные энтузиасты делают многое, чтобы в глубинке гордились тем, что их бывший односельчанин — гений автомобилестроения.

Корреспондент «СЕ» побывал в Зубках и удивился неиссякаемой энергии и интересным планам местных жителей.


Дом на Заречной

В Беларуси, согласно соответствующему Указу Президента, 2018-2020 годы проходят под знаком Года малой родины. В населенных пунктах активно занимаются благоустройством, реставрируют здания и сооружения дореволюционной и довоенной постройки, проводят акции памяти в честь земляков, которые прославили родной край.

И в белорусском приграничье многое уже было сделано ранее. Местные с особой гордостью констатируют: «папа «Нивы» — наш человек».

В Лиозно в музее есть стенд, посвященный автоконструктору. В августе прошлого года на здании Дома культуры деревни, где он родился, открыли мемориальную доску в его честь.

А недавно в рамках мероприятий деревенского праздника «Мое село — ты песня и легенда» провели первый автопробег. В нем участвовало около десяти машин. Инициатором проведения акции стала директор Зубковского Дома культуры Ирина Иванова.

В деревне на улице Заречная до сих пор можно увидеть родительский дом Петра Михайловича Прусова. Там живет его старший брат, 84-летний Виктор Михайлович с женой. Он был приглашен на праздник в качестве почетного гостя. Поблагодарил организаторов за то, что не забывают его брата, за то, что не первый год с его именем связывают разные мероприятия. В подарок Виктор Михайлович получил сладкий сувенир.

Живет здесь и двоюродная сестра автоконструктора Алла Гурченко. В Витебске проживает еще одна его сестра — Тамара Рыжкова. Недалеко от деревни в райцентре Лиозно живет Анна Кулакова — племянница мужа старшей дочери Петра Прусова. Она — научный сотрудник Лиозненского военно-исторического музея...

«Мои родители — колхозники»

Петр Прусов умер в позапрошлом году. Именно тогда в Тольятти праздновалась 40-я годовщина создания «Нивы».

А родился конструктор 6 января 1942 года. Он был пятым и последним ребенком в семье. Отец — Михаил Владимирович Прусов — работал бригадиром коллективного хозяйства, ветеран трех войн, кавалер ордена Красной Звезды.

Мама Ольга Емельяновна была, как говорится, передовой колхозницей. За доблестный многолетний труд ее удостоили ордена «Знак Почета». А еще она стала обладательницей двух бронзовых медалей знаменитой выставки достижений народного хозяйства СССР.

Автоконструктор никогда не скрывал своего деревенского происхождения.

Брат и сестры его вспоминают, что их знаменитый родственник с юных лет что-то изобретал.

Он окончил Городокский техникум механизации сельского хозяйства.

На базе гидродинамического вибратора Петр сконструировал мойку для деталей, мойку для картофеля, кусторез, установку для дробления камней. Кроме того, талантливый молодой изобретатель придумал доильный аппарат. Правда, смеялся, вспоминая, что корова, когда этим механизмом пытались ее подоить, убежала и ее несколько дней не могли поймать.

Изобрел... сковородку!

Потом Петр Прусов работал механиком в колхозе.

После службы в армии поступил в Запорожский машиностроительный институт на факультет, где учили конструировать автомобили и тракторы.

На базе «запорожца» уже тогда он сконструировал полноприводный автомобиль. Назывался он «Тяни-толкай». Прусов с отличием закончил институт и имел право выбора, куда распределиться на работу. Его приятель, главный конструктор Запорожского автомобильного завода, настоятельно просил не уезжать и работать на предприятии. (Прусов во время учебы там подрабатывал). Обещали даже сразу выделить квартиру...

Но он выбрал Тольятти. Около 15 человек из выпускников вуза приехали туда вместе с ним. Вначале Прусов работал в бюро общей компоновки. Начал трудовую деятельность на должности дежурного конструктора.

В интервью «вазовской» журналистке говорил, что был первым человеком на ВАЗе, который остановил конвейер. Это произошло из-за того, что он заметил проблемы в колесной системе. Не побоялся поспорить с генеральным директором предприятия. Когда доработку Прусова отправили на экспертизу итальянцам, они оценили изменения положительно...

Конструктор с юмором вспоминал, что стал автором популярной в народе... сковородки! Было время, когда требовалось активизировать выпуск товаров народного потребления, и Прусов с товарищем придумали, что сковородка и утюг будут как раз тем, что нужно. Сковородка была очень популярна — чугунная, толстая, на ней было удобно жарить.

«Старая леди» даст фору...

Первый авторский авто Прусова на тольяттинском предприятии прозвали «Чебурашка». Планировалось, что он станет первой массовой машиной, доступной по цене для советских людей. Автомобиль был внешне неказистый и маленький.

Что касается «Нивы», Прусов вспоминал, что вначале было два проекта, в том числе его — альтернативный. Ему не раз доказывали, что нужно сделать типичный джип с брезентовым верхом упрощенной формы. Но он был убежден, что автомобиль для села должен быть таким, чтобы в нем было комфортно в любое время года и при любой погоде.

Конструктор вспоминал, как горячо спорили о деталях нюансах внешнего вида «Нивы» и некоторых технических нюансах. В частности, был вопрос на техническом совете завода: где вы видели у джипа дисковые тормоза? Теперь это норма.

Прусов не раз гордился тем, что во время испытаний «Нива» честно выигрывала у конкурентов в аналогичном классе под брендами «Москвич» и УАЗ.

«Старая леди» — так он спустя годы стал называть свою «Ниву».

Порадовался, что на Московском салоне в 2016-м году «Нива» была признана автомобилем года в номинации «Компактный внедорожник». Шутил, что жизнь у нее чересчур долгая. Мол, не коньяк и со временем не становится лучше. А успех объяснял опять же иронично — что хоть с порванными штанами, но бежали впереди всех.

Очень удивился, получив письмо из США из института библиографии. Там говорилось, что по решению ученого совета этого института будет размещена статья о нем.

Кроме этого, анонсировалось, что на аллее технической славы появится именная звезда. Подумал, что розыгрыш. И зря — все так и было.

Идеи односельчан

В Зубках и Лиозно не раз соглашались с мнением автора этих строк, что нужно более активно рассказывать о Прусове. Ведь даже многие белорусы не знают, что наша республика подарила миру одного из самых талантливых конструкторов автомобилей!

А идей сколько! Например, можно попробовать из «АвтоВАЗа» организовать пробег в Беларусь. А почему бы и нет?

Можно установить возле Дома культуры памятник «Ниве», разумеется, с авто на платформе. Хорошо бы объявить конкурс среди мастеров кузнечного дела, чтобы выковали «Ниву» из железа.

В любом случае уже в ближайшее время в Зубках доведут до реализации что-нибудь из задуманного.

Главное — здесь и в районе живут неравнодушные люди, которые понимают, что такие люди, как Прусов, — это еще и возможность организовать туристический маршрут. Если активнее рекламировать Зубки в автомобильном «векторе», почему бы сюда и не приехать членам фан-клубов «Нивы» из разных стран мира?

Про «Ниву»-рекордсмена известно многое. Например, знаменитый внедорожник ВАЗ-2121 заехал в Гималаях на высоту 5,2 километра. Позже были поставлены и другие горные рекорды

В Арктике «Ниву» пустили с самолета, и она благополучно доехала до пункта назначения. Еще один рекорд установила «Нива» в Антарктиде. На станцию Беллинсгаузен она была доставлена в 1990 году в помощь полярникам. Проработала там более 15 лет, а пробег ее составил более 120 тысяч километров. Но в условиях Южного полюса километр идет за десять, поэтому выносливости «Нивы» могут позавидовать все мировые автомобильные гранды. Многие иностранные антарктические станции имеют свои автомобили. Большинство из них составляют американские джипы. Но уже через 3-5 лет они отправляются на свалку. Таким образом, советский джип пережил американцев в три раза!

Покорение самой высокой вершины Японии Фудзиямы, которая находится на высоте 3 километра 776 метров над уровнем моря, кажется чем-то обыденным для ВАЗ-2121. Но восхищению японцев не было предела. Им и в голову не приходило, что их священную гору можно покорить на автомобиле...

Александр ПУКШАНСКИЙ

Фото автора и из личных архивов упомянутых в публикации людей

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.