Из всех дежурных и обычных поздравлений и пожеланий на 8 Марта (весны в душе, цвести, быть молодой и любимой и т д. и т. п.), слышимых в разных вариациях ежегодно, а от того, кажется, не очень искренних, на которые без эмоций просто отвечаешь дежурное «спасибо», мне в этом году повезло получить одно оригинальное. Четырехлетний Костик, сын племянницы, устав повторять всем многочисленным бабушкам-тетушкам пожелания здоровья, счастья, любви и т. д., которым научила его мама, мне по телефону выдал: «Хочу, чтобы у тебя была новая красивая мебель, а на столе у кухни лежала такая скатерть, которая никогда не пачкается!» Мы с его матерью после долго хохотали, удивлялись, какая у малыша практически нацеленная фантазия, пытались разгадать, откуда что взялось (я даже старалась вспомнить: может, тот ребенок и правда видел у меня на столе испачканную скатерть?). Настроение от такого неожиданного поздравления было весь вечер шаловливо-шутливым, словно сама немного впала в детство. А после подумалось о том, что уже, наверное, через год, ну может, через два мы от этого мальчика вряд ли услышим что-то подобное. Повзрослев, он уже будет точно соблюдать правила, и говорить только то, что принято в той или иной ситуации...
Вот интересно: в какой момент человек раз и навсегда теряет свою искренность и непосредственность, заложенную в нем при рождении? Когда он начинает понимать, что говорить то, что думаешь, не всегда хорошо и можно? Где та отправная точка, когда начинаешь становиться полноправным членом общества — типично действовать, типично думать, типично рассуждать? Имея все шансы, если Бог не наделил эпатажной смелостью или особым талантом, стать правильным и скучным, как силикатный кирпич?
Казалось бы, именно сегодня от этой типичности наши дети застрахованы как никогда. Особенно в больших городах столько школ раннего развития, столько кружков, студий, принимающих учеников чуть ли не с пеленок. Они наперебой обещают обнаружить у вашего ребенка способности с самого раннего возраста и развить их. Казалось бы, что может быть лучше. И заботливые родители, беспокоясь о будущем, ведут чуть ли не младенцев в студию, на кастинги, на курсы. Которые отнюдь не бесплатные. Не это ли причина, что принимают туда почти всех? И тут они становятся рабами придуманных стереотипов быстрее, чем в любом другом месте. Ведь ты не можешь быть совершенно бездарным, неблагополучным, неразумным. Ты должен соответствовать. Удивительно наблюдать, как девочка лет пяти старается идти по улице, как модель по подиуму, а мальчик дошкольного возраста, проезжая в метро, держит в руках книжку на иностранном языке (все бы ничего, пока не увидишь выражение его лица)...
Но не всем быть моделями и дипломатами, не всем быть самыми лучшими. Так не бывает. Только как объяснить это еще совсем маленьким человечкам, когда их родителей (а родители после — их) заточвали именно на это? И программа «Лучше всех!», Которую ретранслируют с российского канала, — не самая лучшая для воспитания нормальных детей. Насмотревшись на вундеркиндов, собранных с шестой части суши, еще больше и наших мам-пап бросится искать у своих детей специальные таланты. Если же не получится — есть большая вероятность заполучить поколение запрограммированных неудачников, которые потерпели фиаско в раннем детстве и которые больше не имеют желания почувствовать что-то подобное.
И таких много. Знакомая работает преподавателем информатики в столичной гимназии. Рассказывала недавно об одном интересном парадоксе, который наблюдает последние несколько лет. За ту задачу, которую десять лет назад семиклассник с трудом, но решил бы или хотя бы попытался это сделать, большинство семиклассников сегодняшних даже не возьмутся. И это при том, что эти сегодняшние семиклассники сидят за компьютером в разы больше, чем их условные предшественники, а речь идет, подчеркну, о задаче по информатике. И дело здесь не в том, что наши дети отупели. «Они стали очень бояться ошибиться. Они боятся пробовать, им нужно, чтобы сразу было четко и правильно», — объясняет поведение своих сегодняшних учеников учительница с тридцатилетним стажем.
Наш Константин пока не ходит ни в какие развивающие кружки и студии, так как родители решили, что у них самый обычный ребенок, и отдали его в самый обычный садик. Играет с машинками и трансформерами, ежедневно придумывает новые приключения для любимого хомяка, катается с горы на санках. Удивляет родителей своими вопросами и выводами, желает тете на 8 Марта чистую скатерть на столе...
А и правда, с чего бы вдруг он начал фантазировать об этой скатерти? Может, из него вырастет химик, который придумает какую-то новую ткань? А может, станет хорошим ткачом или талантливым поваром? Пока это неважно. Пусть сначала вырастет хорошим человеком, который не боится жить.
Елена ЛЕВКОВИЧ
Проект чрезвычайно важен социально, но не только...
Более 1410 тематических конструкций появится на улицах столицы
Корреспонденты «Звязды» вместе с сотрудниками ГАИ понаблюдали, как минчане пользуются средствами персональной мобильности.