Вы здесь

Что посмотреть на экспозиции «Нематериальное культурное наследие Минщины»


Но в нашем случае это было не только оправданным режиссерским ходом, но и необходимостью, так и пение, и сказки — неотъемлемая часть экспозиции «Нематериальное культурное наследие Минщины», что работает в Минском областном центре народного творчества. Впервые здесь собрали и показали двенадцать элементов нематериального культурного наследия из разных уголков Минской области, внесенные в Государственный список историко-культурных ценностей (а два из них — рождественский обряд «Цари» из деревни Семежево на Копыльщине и «Будславский фест» из Мядельского района —включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО).


«Нематериальное наследие как культурное явление еще не до конца оценено обществом, да даже и самими носителями, — полагает ведущий методист отдела традиционной культуры МАЦНТ Игорь ЖЕЛТКОВ. — Между тем именно она является краеугольным камнем идентичности белорусов. Образ Беларуси в сознании ее жителей состоит, как пазл, из элементов нематериального наследия, и этот образ соединяет нас в единый народ. Поэтому нынешняя выставка — очень значимое, и, на мой взгляд, в некотором смысле уникальное событие, предоставляющая широкую палитру идентификаторов национальной культуры».

«Сейчас готовятся документы по внесению в Государственный список историко-культурных ценностей еще двух объектов — это обряд выпекания хлеба в деревне Жоровка Любанского района и традиция соломенных ковров «Руховские ковры» Стародорожского района», —  добавляет руководитель Минского областного центра народного творчества Ирина Позняк .

«Само понятие «нематериальное культурное наследие» появилось относительно недавно — в 2003 году, после принятия соответствующей конвенции ЮНЕСКО, которую наша страна подписала одной из первых в мире, — напоминает директор фонда «Культурное наследие и современность», эксперт Беларуси в межправительственном комитете по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО Алла Сташкевич. — С 2014 года мы активно начали процесс идентификации, инвентаризации этого наследия — был создан белорусский национальный инвентарь «Живое наследие». И я очень рада, что за пять лет, прошедших с начала этой работы, в списке историко-культурного наследия Беларуси уже 126 элементов нематериального культурного наследия. Особенно радует то, что процесс идет снизу вверх, от самих носителей этих традиций, ремесел, обрядов и практик, которые заинтересованы, чтобы государство взяло под охрану элементы нематериального культурного наследия, обеспечило их жизнедеятельность. Ведь эти вещи нельзя законсервировать, они — течения в большой реке живой культуры, которая должна развиваться и передаваться из поколения в поколение».

Как элементы нематериального наследия представленные на выставке? Очень даже вещественные и ощутимые. В одном углу просторного зала стоит стол, где все желающие могут присесть и почитать сказки Лидии Михайловны Цыбульской — либо посмотреть на видеозаписях, как их рассказывала сама носительница. (Она, к сожалению, несколько лет назад ушла из жизни, но сказки остались — и в устном изложении преемницей, и в печатном сборнике «Сказки из принеманского домика», который увидел свет благодаря собирателям и популяризаторам традиционной культуры). Также можно почувствовать через видеосюжеты прелесть певческой традиций из разных районов Минщины, пощупать макет дуба, на котором тянут Коляду, подробно изучить фотолетопись различных обрядов.

В другом углу — персонажи архаического рождественского обряда «Щадрец»: Коза, Баба и Дед в специальной берестяной маске, на каждого из которых не только стоит посмотреть, но можно и прикоснуться к ним, чтобы ярче представить их танцы и пение. А по соседству со щедрующими привлекает взгляд главный герой обрядового игрища «Ката пячы». К нему не рекомендуется подходить голодным, чтобы не захлебнуться слюной, так как кот со Скирмантова вкусный: собран из булок, колбас и сала. «Об этой живой традиции рассказала мне свекровь, — говорит жительница агрогородка Скирмантава Наталья Редько. — Проводят игрища 27 ноября, до предновогоднего поста, чтобы нагуляться и нашутиться, как говорят, на весь год. Кто играет? Женатые — чтобы все ладилось в семье, неженатые, молодежь — чтобы найти свою пару, а кот выступает охранником действующих и будущих семей. Кота выпекают, собирают из кусков и подвешивают высоко под потолок, а участники игрища берут кто вилки, кто кочергу и подпрыгивают, чтобы откусить кусок от кота — и все это с танцами, шутками, прибаутками ... »

Посреди зала — не заметить напрямую невозможно — холсты с красно-белым полотенцем, которые представительница Копыльщины, народный мастер Татьяна Волкова производит по тем же технологиям и с теми же образцами, которые когда-то использовали наши пра- и прапрабабули.

 

А рядом презентует свои работы народный мастер из Воложенщины Кристина Лембович, чья ученица тут же на месте демонстрирует, что такое ткачество поясов «на болте». Кристина, кстати, с тех тружеников, кто не только сберегает ремесла и традиции, но и передает их младшим поколениям: она руководит и кружком ткачества, и ученической батлейкой, выполняя одновременно педагогическую, просветительскую и социальную работу. За многие годы уже некоторые ее ученики имеют собственных учеников. «Не всех детей можно заинтересовать традиционной культурой, — соглашается мастер, — чтобы сделать один только пояс, нужно много терпения, так как хлопчатобумажные и шерстяные нити могут и путаться, и рваться, далеко не каждый ребенок здесь справиться. Но уже те, кто приходит и задерживается, втягиваются в дело полностью. Из моего опыта, эти дети, даже если они из неблагополучных семей, но очень открытые, «несовременные», готовы воспринимать материи народной культуры». Впрочем, мастер-классами по народным ремеслам все чаще интересуются и взрослые люди, горожане, желающие обратиться к корням. И как раз это радует носителей и хранителей нематериального культурного наследия, так как если традиции востребованы у современников — они живут ...

Что, где, когда

  • Рождественский обряд "Цари" из деревни Семежево Копыльского района получил статус историко-культурной ценности Беларуси в 2008 году.
  • Местный стиль исполнения традиционных обрядовых и внеобрядовых песен аутентичными фольклорными группами «Журавушка», «Глыбокія крыніцы» и «Павалякі» из деревень Закальное, Яминск, Вобчин Любанского района внесены в Государственный список в 2008 году.
  • Рождественский обряд «Шчадрэц» из деревни. Рог Солигорского района статус придан в 2009 году.
  • Рождественский обряд «Тянуть Коляду на дубе» из деревни Новины Березинского района получил статус НКС в 2012 году.
  • Традиция ткачество поясов в Воложинском районе (агрогородки Саковщина, Раков) 2016 год.
  • Исполнительское мастерство в жанре сказочной прозы Л. М. Цыбульской из деревни Могильно Узденского района  2016 год.
  • Традиция почитания Святого камня в деревне Кременец Логойского района — 2016 год.
  • Торжество в честь чествования иконы Матери Божьей Будславской «Будславский фест», Мядельский район 2016 год.
  • Обряд переноса Михайловской свечи в агрогородке Велятичи, Борисовский район 2016 год.
  • Поющая традиция междуречья верховьев Птичи и Случи, деревни Бараново и Прусы Стародорожского района 2016 год.
  • Техника залогового ткачества красно-белых полотенец из деревни Семежево Копыльского района 2012 год.
  • Игрища «Ката пячы» в агрогородке Скирмантова Дзержинского района 2017 год.

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Стрельцам на этой неделе не нужно переоценивать своих возможностей.

Общество

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

Такой лозунг взял для своей избирательной программы один из самых молодых депутатов Палаты представителей восьмого созыва.