Вы здесь

Дневник памяти. Чтобы пожилой человек не чувствовал себя неполноценным


Александр считал себя счастливым. Уже несколько десятков лет они с женой жили душа в душу. Теперь, когда с возрастом у него возникли проблемы с памятью, он был очень благодарен своей половине за заботу о нем. Чтобы поддержать себя в хорошем состоянии, Александр посещал групповые занятия в доме дневного пребывания, где занимался творчеством и выполнял специальные упражнения для поддержки памяти. Именно в один из таких дней к нему подошла женщина.

— Саша, мне так жаль, — обратилась она к нему. — Прими искренние соболезнования в связи со смертью твоей жены.

Александр растерянно посмотрел на женщину. Она отдаленно ему кого-то напоминала...

— Но моя жена жива, — неуверенно ответил мужчина дрожащим голосом.

В это время к ним подошла психолог, она положила на плечо подопечного свою руку.

— Добрый день, Елена, — обратилась она к женщине. — Ты что-то перепутала, жена Александра дома, готовит ему обед.

Психолог подала знак, и волонтеры отвлекли внимание пожилого мужчины.


У Александра действительно умерла жена. Он очень тяжело переживал утрату. Но деменция сделала свое дело, мужчина забывал об этом, и приходилось снова и снова переживать тяжелые эмоции, когда ему сообщали о смерти жены. Социальный работник, которая ухаживала за Александром, по просьбе родственников не разубедила его, что она — не жена, а просто заботилась о мужчине. Такому же подходу — не спорить и не разубеждать — обучены все сотрудники и волонтеры общественной благотворительной еврейской организации «Хэсэд-Рахамим».

В Беларуси организация считается первопроходцем в инновационных формах социальной работы с пожилым населением. Кстати, сотрудники щедро делятся своими знаниями со всеми государственными и общественными организациями Беларуси, которые работают с пожилыми людьми.

О сегодняшних достижениях в работе с людьми, живущими с деменцией, и о том, как заботиться о пожилых во время пандемии, нам рассказала Софья АБРАМОВА, ведущая специалистка по социальной работе организации «Хэсэд-Рахамим».

— Современная демографическая ситуация в стране, да и во всем мире характеризуется увеличением продолжительности жизни, и в то же время у людей пожилого возраста приобретают довольно массовый характер когнитивные нарушения и деменция, которую в документах Всемирной организации здравоохранения называют «эпидемией века». С помощью нашего основного спонсора «Джойнт», МОО «Взаимопонимание», Программы поддержки Беларуси немецкого правительства, лондонской организации WJR мы получили знания и опыт работы с пожилыми людьми, в частности, с деменцией. Помню, как нас впечатлили подходы к работе с такими людьми в Лондоне. Там очень своеобразно были оборудованы комнаты для людей с деменцией. В комнатах стариков была совсем домашняя обстановка (за исключением того, что мебель непромокаемая), и слышалась музыка. В комнатах можно было найти множество «зацепок» — вещей, которые имеют ценность именно для этого человека и вызывают у него приятные воспоминания... Я уверена, что людей с деменцией нельзя списывать как ненужных, с которыми уже не о чем разговаривать, необходимо воспринимать их как равных. И самое главное — создавать таким людям комфортные и достойные условия жизни.

— Что из того, что вы видели и о чем узнали в других странах, удалось воплотить в нас?

— Думаю, здесь речь больше о том, чтобы адаптировать увиденное к нашей реальности и культуре. Некоторые вещи мы смогли сделать с нашими подопечными, например, альбомы памяти и коробки воспоминаний.

Очевидно, у нас в стране существует необходимость совершенствования существующих форм, видов, технологий социального обслуживания людей, находящихся в зоне риска заболевания деменцией, или живущих с ней. Наша организация вместе с Белорусским обществом Красного Креста (БОКК) реализовала проекты, направленные на отработку моделей поддержки таких людей и их семей.

На базе нашего дома было организовано функционирование дневного центра для людей, имеющих когнитивные нарушения или живущих с деменцией. Мы ставили своей задачей продление способности этой категории людей жить в привычном для них окружении и по возможности замедлить течение болезни, закрепить имеющиеся навыки, а также научить членов их семей иметь гармоничное общение и правильно ухаживать за своими пожилыми родственниками.

БОКК же опробовала оптимальную интеграционную модель домашнего медико-социального ухода людей, живущих с деменцией.

Проекты осуществлялись при экспертной поддержке НИИ труда Министерства труда и социальной защиты в содружестве с немецкими партнерами и белорусскими общественными и государственными организациями.

Также были подготовлены, опубликованы и распространены книги «Как быть рядом«, «Деменция как новый социальный вызов» и другие. Мы снимаем специальные обучающие ролики, распространяем тематические брошюры. Одним из самых важных достижений нашей организации является обучение. Мы организовывали серии семинаров, информационные встречи и стажировки для заинтересованных государственных и общественных организаций. И сегодня мы также открыты для тех, кому интересна эта тема, всегда готовы делиться опытом.

— Вы сказали про центры дневного пребывания. Как там была построена работа с пожилыми людьми?

— Своих подопечных мы разделили на несколько групп — по степени потери когнитивных функций и по возможностям. Наши психологи проводили с ними поддерживающие и коррекционные занятия. Специалисты занимались с ними творчеством, которое также направлено на тренировку когнитивных функций. Волонтеры помогали в осуществлении личного ориентирного подхода. Наши подопечные начали разговаривать между собой и нашли друзей. Дело в том, что некоторые люди с деменцией осознают потерю своей памяти, они не помнят что-то и корят себя. Это очень трудно. Им кажется, что оснований общаться с ними, по сути, нет. Но на самом деле можно справляться! Для этого необходимо поддерживать в рабочем состоянии те функции, которые у человека еще сохранились. Работа в группах проходила так, чтобы поддерживать хорошее настроение пожилого человека, чтобы он не «скатился» в депрессивное состояние и тем самым не усугубил деменцию или начальные потери некоторых функций памяти. Конечно, для достойной и комфортной жизни людям с деменцией все равно нужна поддержка окружающих.

— Вы говорили об альбомах памяти и о коробках воспоминаний. Расскажите подробнее, что это такое?

— Эти вещи очень важны в работе с людьми с деменцией. Если человек еще при хорошей памяти соберет такую коробку, в которой будут определенные предметы, вызывающие те или иные воспоминания, в будущем это очень поможет.

Такие коробки и альбомы дают возможность вернуть человека к общению с окружающими. Он якобы перестает чувствовать свое несовершенство, понимает, что окружен доброжелательными людьми и что может поразмышлять на какие-то темы.

Есть люди, которые вообще ничего не помнят, но если включить музыку их молодости, они вдруг оживают и начинают подпевать. Так вот, в ящике может лежать плеер с любимой музыкой или игрушка, с которой человек играл в детстве. Вообще любые дорогие сердцу предметы.

Альбом памяти — это обычно фотографии родственников и близких. Чтобы создать такой альбом, работаем с пожилыми людьми, задаем соответствующие вопросы. Например, на фото два человека. Волонтер спрашивает: где это, может, в санатории с родственником или другом? Если человек что-то помнит, то в альбоме ведется запись. Оставляют фото, о которых человек может что-то рассказать. Даже если старик с деменцией попадет в больницу и возьмет с собой этот альбом, то ему не будет одиноко. Он может показать его соседу по палате и поговорить. Важно создавать комфортную атмосферу вокруг пожилого человека. Но так же помнить, что для каждого комфортными могут быть совершенно разные вещи. Наши психологи работают над тем, чтобы узнать, что для конкретного человека является комфортом, через вербальное и невербальное взаимодействие. Также наши специалисты могут научить родственников и волонтеров тому, как понять человека, который уже не может разговаривать.

— Но как общаться с такими людьми во время пандемии? Как сегодня вы организовали с ними работу?

— Еще в марте мы ушли в онлайн. Мне пришлось лично звонить каждому подопечному, их родственникам или социальным работникам. Таким образом я выясняла, какие средства связи доступны людям. У некоторых только стационарный телефон, поэтому работаем по телефону. С некоторыми работаем в группе через «Вайбер» или «Скайп». Работа не замедляется. Труднее всего, конечно, с теми, у кого в доступе только стационарный телефон. Но и здесь нам удалось найти выход. В случаях, где наблюдается большая потеря когнитивных возможностей, нам помогают родственники или постоянные помощники, которые находятся с человеком весь день. Занятия длятся не более 40 минут, чтобы люди не уставали. Психолог проводит свои занятия, а специалист по творчеству — свои. Сегодня у нас работают четыре группы, есть и индивидуальный формат. Для распространения информации о том, какие занятия можно проводить для поддержки когнитивных функций и памяти, мы снимали ролики. Они есть в открытом доступе, и поэтому родственники, которые ухаживают за пожилым человеком с деменцией, могут просмотреть их и проводить такие занятия самостоятельно, чтобы пожилой человек чувствовал заботу, уважение и был доволен своей жизнью.

Наталья ТАЛИВИНСКАЯ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.