Вы здесь

Как интерес к истории своего рода помог предпринимателю создать новую туристическую технологию


Юрий Важник возглавляет Белорусскую ассоциацию экспертов и сюрвейеров на транспорте, живет в Минске. Но в свободное время старается навестить места, где родился, провел детство и школьные годы, родительский дом. Юрий Петрович — действительно одержимый человек, стремящийся сделать свою малую родину, Пуховичский район, притягательным для туристов.


Юрий Важник (на фота — слева).

Возвращение к корням 

— Мои родители — учителя родом из деревни Бор Пуховичского района, затем их перевели на работу в деревню Титва. Там я и родился. В пять лет научился читать, самостоятельно выучил польский язык, когда ездил электричкой на учебу в Минск в институт, — говорит Юрий Важник.

В окружении зелени, яблоневого сада стоит дом его родителей, которому сто лет.

— Моей тете 92, она помнит, как сажали эти яблони, им где-то за 80, но они плодоносят и сегодня, – говорит собеседник.

— А как у вас появился интерес к краеведению? — спрашиваю.

— Однажды ко мне приехал бывший однокурсник, по национальности он азербайджанец. Попарились в бане, обсудили разные жизненные темы. А он и интересуется, мол, знаю, где похоронен мой дед, погибший на фронте во время Великой Отечественной. Я знал, что дед нашел покой где-то в Польше, но где конкретно — неизвестно. Это подтолкнуло меня искать могилу. Начал изучать документы, работать в архивах. И наконец нашел место захоронения, съездил туда. А затем снял фильм и показал руководству района. 3 июля в присутствии родственников и односельчан с воинскими почестями имя моего деда было занесено на памятный знак в честь местных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны, — рассказал Юрий Петрович.

История с дедом пробудила у Важника интерес к своим корням, предкам: кто они, чем занимались. Он составил родословную своей семьи почти за триста лет, до 11-го колена. Собрал родственников, видимо, человек тридцать, и раздал им изображения генеалогического древа.

Перспективы смыслового туризма 

И пошло-поехало, написал книгу «Топонимический Космос», взял все названия населенных пунктов Пуховичского района, попытался объяснить их происхождение, рецензировал ее в Национальной академии наук в Институте языкознания имени Якуба Коласа. Затем начал писать книгу о жизни и творчестве ксендза Юзефа Баки «Юзаф Бака. Геній майго месца». Так возник сайт gmm.by — национальный проект смыслового туризма, иначе — интеллектуального путешествия.

— Мы нашли в районе 80 достопримечательностей и выстроили маршруты, в рамках туристической деятельности обустраиваем инфраструктуру. Объединили все ресурсы под брендом «Душа и сердце страны», сделали билборды и указатели. Все желающие могут путешествовать и без экскурсовода, самостоятельно на машине, велосипеде. Они могут зайти на сайт и получить аудиогид, туристический справочник, инструкции, — перечисляет Юрий Важник.

Юрий Петрович — член Совета по развитию предпринимательства Пуховичского района. У него сложилось хорошее общение с местным руководством, которое поддерживает его идеи. Например, совместно планируют открыть байдарочный маршрут по Свислочи из Минска в Пуховичи. Юрий Важник считает, что район перспективен в плане туризма, до 2025-го сможет принимать до 200 тысяч туристов ежегодно и приносить до двух миллионов долларов.

Не «куда», а «к кому»

Юрий Петрович пригласил меня в интересное путешествие. Конечно, чтобы посетить все объекты, необходимо много времени, поэтому мы выбрали несколько из них.

— Концепция смыслового туризма в том, что мы едем не «куда», а «к кому», — вводит в курс дела Юрий Важник. — Для каждого объекта мы придумали стихи и музыку.

Пуховичский районный краеведческий музей.

Первая остановка — деревня Блонь. Именно здесь основал свою миссию — Міѕѕіо Bakana — ксендз Юзеф Бака. Здесь же он построил и костел в 1752 году. Это было произведение деревянного зодчества. Костел закрыт в 1937-м, разрушен после войны. В 1970-е годы на его месте построили школу. Усадьба Блонь принадлежала в разные времена разным владельцам — княжескому роду Масальским, Путкамеру, Осовским, Бонч-Осмоловским. Зданию более 150 лет. Оно практически полностью сохранилось в натуральном виде — оригинальные стены, окна, чердак, подвал, фронтоны. Неповторимую красоту придают тосканские колонны со стороны парадного входа. В имении имелись все подсобные и хозяйственные постройки: сыроварня, молочная ферма, мельница, крахмальный завод, остатки которого сохранились, парк, сад.

Сейчас здесь находится Пуховичский районный краеведческий музей, где одна из экспозиций посвящена жизни и творчеству Баки. Родился Юзеф 18 марта 1707 года в зажиточной дворянской семье на современной Логойщине. В 1723-м вступил в Орден иезуитов, учился в Виленской академии, стал ксендзом, а в 1740-м дал обет выполнения иезуитской миссии. Первая миссия была в деревне Дукшты Браславского уезда, вторая — в Краславе и Индрути над Даугавой. Умер Юзеф Бака 2 июня 1780 года в Варшаве, был похоронен в подземелье костела иезуитов Богоматери Ласковой рядом с могилой Матея Казимира Сарбевского, которого называли «Сарматским Горицием». После восстания 1834 года Бака был перезахоронен в сборную могилу под аллеей Cmentarzu Powazkowskіm — на самом почетном мемориале Польши.

Юзеф Бака был еще и замечательным, оригинальным поэтом, стихи которого не ценили при жизни. Он написал книгу «Вниманию смерти неотвратимой». Она не совсем трагичная, рассказывает о том, что «смерть-слепуха возле уха. Бедный ты или богатый, знаменитый или нет, она постоянно за тобою следит. Так что старайся жить так, будто живешь последний день, делай добро».

После экскурсии мы прогулялись по старому парку, что на берегу реки Титовка, попили чистой воды из родничков, осмотрели остатки водной мельницы, прошлись тропой Бака.

Затем побывали на Поповой горке, где 28 сентября 1941 года расстреляно более 1200 евреев. На этом месте обустроен мемориал. Трудно поверить, что трагедия произошла в таких красивых местах: слева — местечко Пуховичи, справа — Блонь, церковь Святой Троицы, чуть дальше видно Марьину Горку.

Остановились возле церкви Святой Животворящей Троицы, построенной в стиле классицизма в 1826 году — деревянной, больше похожей на униатскую. Подход к церкви, алтарь, кресты ориентированы на север, а не на восток, как в традиционном православном храме. Церковь в фисташковом цвете словно переливается под солнцем. В 1944 году, при освобождении, по Блони жахнул залп «Катюши», выгорело все село, но церковь уцелела.

Остановке в пустыне 

В 1870 году статс-секретарь, министр внутренних дел Лев Маков получил имение Новоселки с Подблонью над рекой Титовка, которое было секвестировано в Бонифация Крупского за участие в восстании 1863 года. В 1873-м быстрыми темпами строится Либаво-Роменская железная дорога. Она должна была проходить в пяти километрах от усадьбы, но изменила свою траекторию к усадьбе Макова. До сих пор в парке остался вяз-великан: чтобы его охватить, нужны четыре человека. С 1880 года карьера Макова пошла на спад. После покушения на Александра II его освободили с должности министра, обвинили в казенной растрате. Он застрелился. По распоряжению царя похоронен без чествования на Марьиной Горке в храме, построенном под его опекой. Это была копия церкви Святого Дмитрия в Санкт-Петербурге, которую спроектировал известный архитектор Штром в греческом стиле. «Наша церковь была возведена на 12 лет позже. В Ленинграде храм снесли ради концертного зала, на Марьиной Горке — просто так. Свидетелем уничтожения Ленинградской церкви в 1962 году стал молодой поэт Иосиф Бродский. По этому поводу он написал стихотворение «Остановка в пустыне», позже в 1970 году в США выпустил книгу с одноименным названием», — уточняет Юрий Петрович.

Еще один парадокс: Лев Маков выступал против всего белорусского, польского, но невольно стал двигателем белорусской глубинки. По его инициативе в 1876 году было создано Минское общество сельского хозяйства для поддержки русского землевладения. Но через какое-то время сюда вошли местные землевладельцы Лев Ванькович, Александр Скирмунт, Эдвард Войнилович и другие. Именно благодаря Макову в Марьиной Горке была возведена сельскохозяйственная школа. Строительство шло с 1877 до 1883 года. Кроме главного корпуса, были построены баня, молочная ферма, сараи для скота. В школу принимали детей всех сословий. В 1911-м школа преобразована в училище, а в 1921-м — в сельскохозяйственный техникум.

Здесь сохранились объекты первой поры: 150-летнее каменное двухэтажное здание с пятиметровыми потолками, стенами метровой толщины, деревянными окнами, полом. Здание состоит из трех корпусов — в левом жили ученики, в правом — учителя, а в среднем располагались учебные классы.

Сакральное место 

Завершается наше путешествие возле географического центра Беларуси, который находится неподалеку от деревни Антоново. Центр Беларуси определили специалисты «Белгеодезии» совместно с фирмой «Аэрогеокарт». Данное место обозначено геодезическим знаком.

На обочине дороги по инициативе Юрия Петровича установлен своеобразный стенд-знак, где туристы могут узнать, в каком мистическом и сакральном месте они побывали.

Таццяна ЛАЗОВСКАЯ

Пуховичский район

Название в газете: Геній майго месца

Выбор редакции

Общество

Индикатор женских проблем. Почему в декольте главное не красота, а здоровье?

Индикатор женских проблем. Почему в декольте главное не красота, а здоровье?

Часто непонятный «шарик» может быть, например, фиброаденомой.

Общество

Хормейстер Нина Ломанович: Можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого улучшится

Хормейстер Нина Ломанович: Можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого улучшится

Главному хормейстеру Большого театра 27 августа исполнилось 70 лет.