Вы здесь

Как на территории Беларуси фашисты уничтожали цыганское население


Их схватили прямо в поле, два стана, забрали всех: мужчин, женщин, стариков, малышей, привезли в Михновский лес, на территорию Колдычевского лагеря смерти, и расстреляли. Примерно 200 человек, точно никто не знает. Лагерь в Колдычеве Барановичского районе был одним из самых жестоких концентрационных лагерей времен оккупации. Всего здесь погибло около 22 тысяч человек разных национальностей.


Памятник с колесом от повозки

О трагедии цыган раньше особо не говорили. И памятник им появился здесь только в 2004 году. Его возвела Белорусская цыганская диаспора. На месте расстрела установили большой крест. Возле него натянули колючую проволоку, на которой прикрепили колесо от цыганской повозки. На кресте есть табличка с надписью «Здесь лежат наши братья-цыгане». На то время это был единственный памятник цыганам-жертвам войны на территории стран СНГ и Балтии.

В Год исторической памяти Барановичская централизованная районная библиотечная система устроила ряд экскурсий в Колдычевский лагерь.

— Только за неделю с 21 по 27 марта в Колдычево мы свозили 8 групп, — рассказывает директор Татьяна Лайша. — Более двух сотен человек. В основном это были школьники. Для младших групп у нас разработана отдельная экскурсия, ее проводим более расчетливо, без подробностей и ужасов. С учениками 10-11 классов говорим открыто. К нам едут также семьи, представители трудовых коллективов. Экскурсии продолжаются. На апрель есть заявки не только из нашего, из соседних районов. Экскурсантам обязательно показываем памятник жертвам фашизма – людям цыганской национальности. Единственный в нашей стране. Об этой странице трагической истории посетители, как правило, знают мало либо не знают вовсе. Памятник посещаем со всеми экскурсиями.

На нашей земле цыгане живут более 500 лет. Научные издания сообщают, что в Европу эти люди некогда пришли из Индии. Есть версия их ухода из Египта. Сами же они называют себя «Рома» или «Ромалы», что в переводе означает «человек». Согласно документальным свидетельствам, разрешение на путешествие по землям Великого Княжества Литовского они получили в 1501 году. Тогда Цыганский барон получил грамоту из рук великого князя ВКЛ.

Идеологическое обеспечение геноцида

За это время власти с переменным успехом пытались приучить цыган к оседлому образу жизни. Но они все равно в определенной мере оставались «детьми ветра». Хотя многие из представителей народа, как известно, становились знаменитыми артистами, певцами, получали образование и работали в разных сферах. Известно об 11 участниках войны, Героях Советского Союза цыганской национальности. Например, в 1927 году в Витебском районе был основан цыганский колхоз, позже такой же появился в Жлобинском районе. Автору этих строк в конце 80-х годов приходилось писать о доярке-четырехтысячнице из Пружанского района, удостоенной за работу орденами и медалями, цыганке по национальности. И хотя такие примеры были, скорее, единичными, цыгане на протяжении веков употреблялись рядом с белорусами. И никаких проблем особо не было.

А вот нацисты перед войной подготовили идеологическое обеспечение геноцида цыганского населения. Американский исследователь Пол Леви так написал: «Цыгане воспринимались с точки зрения нацистской расовой теории как угроза расовой чистоты немцев. Утверждалось, что цыгане, живущие в Европе, представляют собой плод смешения «арийского племени» с самыми низшими расами всего мира. Словно это объясняет их бродяжничество и доказывает их асоциальность. Цыгане, даже осевшие, признавались потенциально асоциальными по причине своей национальности». Геноцид народа рома получил название Porajmos (истребление). Он осуществлялся в масштабах всей оккупированной Германией территории Старого Света. Исследователи говорят как минимум о 9 тысячах жертв белорусского сегмента народа рома, что означает уничтожение 75 процентов цыганского населения нашей территории. Хотя цифры, надо думать, весьма приблизительные.

Истребление

Расстрелы начались с осени 1941 года. В Витебской, Могилевской областях, в Вилейке произошли карательные операции по уничтожению цыганского населения. Далее убийства продолжались в Клецке, волна расстрелов словно надвигалась с севера страны на юг, на Брестчину. Расстрел произошел в Ляховичах. Рядом — Барановичи, о Колдычевском лагере говорилось выше. Сотни людей отправлялись в концентрационные лагеря. Так, в мае 1943 года состоялась зачистка в белорусском тогда Белостоке и окрестностях. Отсюда в Освенцим прибыло 1100 цыган. Через две недели их жизненный путь закончится в газовых камерах.

Погибли многие граждане цыганской национальности городка Лысково Пружанского района. Вот что пишет пружанскийкраевед Вера Терехова: «Цыгане издавна жили в поселке Лысково. До войны нередко цыганские повозки приостанавливались возле хутора Розалин. Но обосновались дальше – в поле или возле леса. Цыганские дети просили еду, взрослые предлагали купить у них ножи, подковы, кольца. Цыганки докучали предложениями погадать. Но постепенно они все же меняли образ жизни, потихоньку забывая про ночлег в поле и медные котлы у костра. Только по-прежнему лучшим другом цыгана оставалась лошадь. Недаром в цыганской песне поется, что цыган без лошади — как птица без крыльев. Девушки не выходили замуж, когда у жениха не было коня. Вот почему молодые ребята из бедных семей иногда и воровали лошадей. А те, кто был богаче, сами их разводили и продавали. Лысковские цыгане праздновали даже особый «лошадиный» праздник. В этот день они хорошо кормили лошадей, не работали на них. Словно отдавая дань благодарности этому животному. А еще объезжали молодых лошадей, учили детей особенностям коневодства.

Цыгане из Лысково делали красивую деревянную посуду, веретена, дежи, детские игрушки, плели лапти и корзины. Был известен на весь округ гвоздарь Марк Кралевич, он ковал до 50 гвоздей в день. Одним словом, их ремесленническая продукция пользовалась спросом у местного населения.

Одна из старожилок вспоминала: «Цыгане, конечно, люди особенные. Но лысковцы воспринимали их такими, какими они были. А жили они по старым традициям. Язык свой передавали из поколения в поколение. Лечили травами, заказами. Цыганки пекли свою обрядовую выпечку и угощали соседей. С соседом могли поделиться дичью, пойманной рыбой. Цыганские дети учились с нашими в школе, дружили. Пели они по-залихватски».

И вот этих лысковских цыган тоже не обошла горькая судьба. В документах архивного фонда Брестской областной комиссии содействия в работе Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков за 1944-1946 гг. зафиксированы фамилии граждан цыганской национальности жителей Лысковского сельсовета. В числе убитых — Мария и Якуб Вансовичи, Владимир и Любовь Каспаровичи, большая семья Рудковских. Среди них есть дети.

Завет детей войны

Эти списки сделаны по воспоминаниям соседей, односельчан. А сколько их осталось не записанными, не упомянутыми, в безымянных могилах! Стоит сказать, что трагедия этого народа во время Второй мировой войны содержит больше белых пятен, чем сведений. Тема по-настоящему не изучена. Очень мало каких-либо сведений по упомянутой теме в наших музеях. Готовя этот материал, случайно нашла давнее свидетельство 83-летней минчанки Галины Ивановны Александрович. Вот как она вспоминала трагедию своей семьи: «Я — ребенок войны. Мы жили в деревне Норшты Ошмянского района. Мне было четыре года. После оккупации немцы объявили о выдаче всем жителям паспортов. Это был хитрый ход. Таким образом они узнали, кто какой национальности. В скором времени приехали немцы в деревню, согнали всех ромалов в сарай, заперли. Подержав сутки, на вторые вывели в лес и расстреляли 44 ромала и одного еврея. Стреляли в грудь, в плечи. И только после этого в голову. Наверное, для того, чтобы видеть ужас на лицах людей и развлечься. Убили тогда моих родителей, многих родственников, соседей. Меня с сестрой и братом спасла местная женщина. Спрятала нас, а потом отправила в соседнюю деревню. Через некоторое время мамина сестра нашла нас и забрала, и мы жили в Щучине Гродненской области до окончания войны.

В 1990 году я нашла место расстрела, там был памятник на братской могиле. Позже рядом я поставила еще один... Каждый год приезжаю сюда на 9 мая. Каждый раз сжимается сердце, пронизывает душевную боль».


Австрийско-цыганская художница и писательница Цея Стойко, которая ребенком пережила ужас концентрационных лагерей, когда-то написала: «Если мир не изменится сейчас... Если он не построит истинный мир, — чтобы у моих правнуков был шанс жить в нем, я не смогу объяснить, почему я пережила Освенцим, Берген-Бельзен и Равенсбрюк».

Что можно ей ответить сейчас? Утверждать, что мир изменился, не получится. И нацизм, и расизм, и разного рода дискриминация по национальным признакам то тут, то там проявляют себя, вылезают словно черт из подворотни, когда их совсем, казалось бы, неоткуда ждать. Остается разве что не забывать, изучать, помнить, напоминать будущим поколениям об опасности забвения.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Фото из архива Барановичской Централизованной библиотечной системы и из открытых источников

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.