Вы здесь

Коммунальщиков будут готовить по технологиям виртуальной реальности


С апреля специалисты жилищно-коммунального хозяйства начнут изучать работу по теплоснабжению дома на специальном тренажере, имитирующем теплопункт. А уже в марте первой группе коммунальщиков начнут преподавать основы психологии общения с жителями и работы в стрессовых ситуациях и обучать их говорить простым языком, понятным потребителям.


У Екатерины Горбачевой амбициозные планы.

Ошибки без последствий

Такие амбициозные планы ставит перед собой Екатерина ГОРБАЧЕВА, директор учреждения дополнительного образования взрослых «Государственный центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов «Жилком». Буквально через месяц центр изменит адрес и начнет функционировать в более подходящих условиях, где сможет стать «ресурсным центром для обучения специалистов системы ЖКХ». Именно так прописана задача учреждения в концепции развития жилищно-коммунального хозяйства к 2025 году.

В то же время центр собирается стать площадкой и для подготовки специалистов других учреждений образования, которые учат родственным профессиям. Это специалист по комплексному обслуживанию, слесарь-сантехник, работы зеленого строительства и другие. Вскоре здесь появятся специализированные классы: по вторичным материальным ресурсам, энергоэффективному оборудованию, тепловому, водопроводно-канализационному, электрическому, лифтовому хозяйствам.

— Занятия будут проводиться на настоящем оборудовании, наглядно будут представлены тепловые пункты, макеты теплоузлов и прочее. Без интерактивного развития сейчас никак, — уверена Екатерина Горбачева. — Свой программный комплекс обслуживания зданий (ПКОЗ) мы разрабатывали год. Создавался он с целью минимизировать затраты на обучение специалистов на предприятиях, а также чтобы уменьшить затраты на оборудование для обучения. Неправильное действие в теплопункте на работающем оборудовании — это выход из строя дорогостоящего насоса или другого устройства. Наш тренажер позволяет делать ошибки без последствий для дома.

Максимальное погружение

Тренажер будет полезен для многих коммунальных профессий: от рабочего по комплексному обслуживанию зданий до главных инженеров, говорит Екатерина Горбачева. Программа позволяет детально изучить теплопункт, скрупулезно рассмотреть каждую деталь оборудования. Причем модель каждого устройства можно посмотреть в ЗD-проекции, покрутить в разные стороны, увидеть ее изнутри в разрезе, «пощупать».

— Тренировка сначала проходит в режиме обучения, когда человек наглядно знакомится с оборудованием теплоузла. После ознакомления преподаватель предлагает выполнить какое-то действие на тренажере. При этом он задает определенные параметры: количество этажей, нагрузку и другие вводимые, от которых будут зависеть действия студента в теплопункте. При неправильных действиях тренажер сразу покажет, что ты наделал: пойдет пар, зашипит оборудование, потечет вода. Мы хотим, чтобы каждый максимально погрузился в ту среду, с которой ему предстоит работать, — рассказала директор. — Благодаря такому учебному оборудованию, теперь не нужно переживать, что в отрасль попадет какой-то недоспециалист и начнет доучиваться и тренироваться на рабочих устройствах в реальном теплоузле.

Тренажер для главного инженера

Пока что симулятор проходит тестирование, и первая группа коммунальщиков начнет занятия на нем с апреля. В центре хотят максимально задействовать в обучении всех: не только учащихся после ПТУ, но и действующих специалистов — мастеров, директоров и главных инженеров, чтобы они проверили себя.

— Хорошо учиться методом проб и ошибок, когда их можно потом спокойно проанализировать с преподавателем, а не испортить оборудование. А оно в процессе работы меняется, появляются новые приборы. И где изучить все эти детали, узнать, как они работают, как не здесь, на тренажере, чтобы идти в ногу со временем, — рассуждает Екатерина Горбачева. — ЖКХ, как и медицина, рядом с людьми всю их жизнь. Если провести аналогию, то люди встречаются с жилищно-коммунальной услугой — водой — после рождения в роддоме и заканчивают путь услугами захоронения, которыми также занимаются коммунальщики. Не всегда можно точно определить, что болит в организме человека. Так и с домом. Сегодня это сложнейшая инженерная конструкция. И специалист должен иметь соответствующий высокий уровень знаний, чтобы все это обслуживать.

Симулятор — это не конечный продукт. С появлением новых инструментов и приспособлений все они будут добавляться в тренажер. На очереди уже, например, элементы диспетчеризации. Пока тренажер представляет собой визуальную интерактивную панель для занятий, но в планах специалистов центра оснастить его возможностью заниматься в виртуальной реальности. Добавить сюда очки и перчатки для максимально полного погружения в виртуальность и достижения эффекта, что ты действительно вошел в действующий теплопункт.

 Система обслуживания дома в плане теплоснабжения, которая представлена ​​в симуляторе, — это лишь одна из 12 основных коммунальных услуг отрасли ЖКХ. В будущем тренажер будет развиваться и по другим специальностям. Уже ставится задача «подняться из подвала в дом». Показать, как движется вода по стоякам. Появится визуализация лифтов, электропроводки и другое, — добавила специалист.

Научиться говорить

Поскольку до сих пор существует определенное недоразумение в общении коммунальщиков и жителей, в центре разработали еще одну программу по обучению специалистов работе с населением. Она предусматривает недельный курс обучения. Сюда входит психологический блок по клиентоориентаванию, работа в стрессовой ситуации, тайм-менеджмент по организации своего времени и времени общения с клиентами. А также базовый курс по основным коммунальным услугам, чтобы можно было максимально доступно объяснить жителю, какая услуга ему оказывается и что из себя представляет. Специалист простым и понятным языком будет объяснять все это. Пока только минчане будут получать такую ​​услугу, после ее распространят на всю страну.

— После выпуска первой группы мы планируем протестировать их, чтобы понять, чего не хватило в этом курсе, а чего наоборот, слишком. Мы хотим, чтобы было и нашему специалисту комфортно работать, и человеку удобно его понимать. Профессионалы научатся корректировать конфликтную ситуацию, договариваться с человеком, — рассказала она. — Они станут работать с психологами, будут проводиться тренинги и круглые столы.

Уже разработана программа психологического тестирования для специалистов системы ЖКХ. Сегодня его проходят руководители и специалисты в процессе профессиональной аттестации.

Предполагается, что после новой переподготовки специалисты смогут и объяснить алгоритм начисления «коммуналки», и рассказать, из чего состоят тарифы, как делается перерасчет оплаты, почему не сходятся показатели по воде, откуда столько «набежало» за свет и другие «потребительские мелочи», которые очень актуальные и волнующие людей.

Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.