Вы здесь

Юрий Гиильдюк: Надо думать о будущем белорусской музыкальной культуры


Летопись Белорусской государственной филармонии богата событиями, целые эпохи нашли отражение на его страницах. На 85-летнюю историю пришлись и пожары войны, и послевоенное восстановление, и зарождение отечественной композиторской школы, и расцвет белорусской эстрады... Юрий Гильдюк, художественный руководитель Белгосфилармонии с 39-летним стажем, рассказал, чем живет коллектив учреждения сегодня.


— Юрий Николаевич, какие мысли занимают художественного руководителя Белорусской государственной филармонии в последнее время?

— Мысли всегда направлены на будущее. Я мечтаю о возвращении фестивалей, о тех богатых концертах, которые традиционно проводились на сцене Белорусской филармонии. Мечтаю о налаживании и укреплении связей с нашими слушателями, любителями академической и народной музыки разных жанров со всей Беларуси.

Впрочем, одними мечтами не ограничиваемся. Сейчас, например, активно готовится «Минская весна», посвященная 85-летию учреждения. Символическим открытием станет премьера симфонического концерта. Мероприятие пройдет близко ко Дню Победы, поэтому мы вместе с Александром Анисимовым, дирижером Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь, выбрали для исполнения «Ленинградскую» симфонию Дмитрия Шостаковича.

Основное же внимание – коллективам. Стоит отметить, что у нас работают ценные, очень яркие таланты. Один из таких специалистов — известная белорусская органистка Екатерина Николаева — приглашена на должность оператора нашего главного инструмента. Лауреат многих международных конкурсов, она была выпестована профессором Игорем Оловниковым и органистом Владимиром Невдахом. Мы доверяем ей распоряжаться нашим сокровищем.

— Какие принципы положены в основу нынешней репертуарной политики?

— Базу филармонического репертуара традиционно составляют классические произведения: как Всемирное наследие, так и работы отечественных композиторов. Большой акцент делается на истории белорусской музыки — от Наполеона Орды и Полоцкой тетради до сегодняшнего дня. Кроме того, по-прежнему поддерживаем сотрудничество с Белорусским союзом композиторов, Белорусским союзом музыкальных деятелей, с различными учебными заведениями.

В афише найдется место и джазовым выступлениям, и эстрадным концертам, и синтетическим программам. Отличительным явлением можно считать возрождение хорового движения в Беларуси в последние годы... Не забываем и о юбилейных датах. В этом году, например, прошло 130 лет со дня рождения Григория Ширмы, а в конце 2021-го отмечали столетие Виктора Ровды. Мы обращаем внимание на такие события. Словом, концертная палитра филармонии очень разнообразна, каждый слушатель может выбрать то, что ему по нраву.

— В следующем году будет 40 лет, как вы занимаете должность художественного руководителя Белгосфилармонии. Естественно, за это время многое изменилось, но, наверное, есть в филармонии и что-то постоянное?

— Главный и первичный принцип для нас на протяжении всей истории — принцип преемственности поколений. Давние партнерские отношения связывают нас с музыкальными колледжами, с Белорусской государственной академией музыки, с Белорусским государственным университетом культуры и искусства. Успешно действует система абонементов для учащихся профильных учреждений образования. Молодые люди могут поучаствовать в конкурсах, проводимых на базе их альма-матер, и реально претендовать на место в ведущих творческих коллективах.

Второй чрезвычайно важный момент — мы сумели сохранить все 14 наших коллективов (от народных и хоровых до камерных ансамблей). Каждый из них имеет свое особое предназначение, свои творческие задачи. Начиная с Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь и заканчивая ансамблями «Камерата» и «Праздник», художественными руководителями всегда становятся крупные творцы. Благодаря этаким талантам, мы пользуемся авторитетом не только в своей стране, но и далеко за ее пределами.

— Каким видите заведение еще через пять лет?

— Филармония должна дальше процветать, развиваться, расширяться! Думаю, вскоре будем обсуждать увеличение количества наших залов. Назревает вопрос и об организации нового большого зала с более совершенной акустикой и сложными трансформами сцены. Хотя мы очень любим наше здание, наш зал, он уже маленький для Беларуси. Надо думать о лучшей аудитории и о будущем белорусской музыкальной культуры.

Беседовал Никита ЩЕРБАКОВ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.