Вы здесь

Как взаимодействуют спасатели Беларуси и России?


Одна голова — хорошо, а две — лучше. Это правило как нельзя кстати подходит к работе спасательных ведомств двух стран. В каких же направлениях происходит сотрудничество? Об этом корреспондент «СЕ» узнал, побеседовав с начальником управления международного сотрудничества Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси Александром Докучаевым.


И ученики, и учителя

— Еще в конце 1993 года было заключено межправительственное соглашение между Беларусью и Россией о сотрудничестве и взаимопомощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидаций их последствий, — рассказывает Александр Докучаев. — Однако вскоре началась реорганизация аварийно-спасательных служб двух стран, и первой отправной точкой в совместной работе можно считать март 2000 года. Был подготовлен план совместных действий по активизации сотрудничества. А затем в ходе реализации в рамках Союзного государства была создана совместная коллегия МЧС России и МЧС Беларуси. Это стратегический орган, определяющий ход развития событий, проведение мероприятий. А также он подводит итоги, анализируя, что еще можно улучшить в совместной работе. В начале этого десятилетия к работе подключился также и Казахстан. Именно на его территории и пройдет следующее заседание трехсторонней коллегии.

На ее основании был создан Объединенный научно-технический совет. Дело в том, что как у МЧС Беларуси, так и у наших коллег в России есть научно-исследовательские институты, которые занимаются самыми широкими исследованиями в области чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, защитных технологий. Теперь же этот научно-технический совет стал общим для стран всего ЕАЭС. Кроме того, в рамках СНГ у нас созданы межгосударственные советы по чрезвычайным ситуациям и промышленной безопасности.

Активно взаимодействуют Центры управления кризисными ситуациями МЧС России и Респуб-ликанский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации МЧС Беларуси. Подписан регламент о сотрудничестве, идет обмен опытом и представителями. Центры работают совместно, и в том числе в сфере космических наблюдений.

— А учебные и научные заведения?

— Они имеют хорошие отношения с такими же учреждениями в составе МЧС России. Мы охватили сотрудничеством практически все направления нашей работы. Причем работа эта взаимная — российские спасатели учатся у белорусов секретам мастерства и наоборот. Как правило, это психологи и другие специалисты гражданской защиты. С 2003 года на базе Института переподготовки и повышения квалификации белорусского МЧС прошли обучение 844 представителя России. По части пропаганды безопасного образа жизни российские коллеги также учились у нас. Кроме того, теперь наши разработки изучают и спасатели Казахстана.

— Эти вопросы отрабатываются и на учениях...

— Мы проводим много совместных учений, которые, среди прочего, затрагивают вопросы радиационной безопасности. Так, осенью 2010 года прошли учения на Смоленской АЭС. Мы отрабатывали вместе с российскими коллегами взаимодействие в случае непредвиденных ситуаций. В этом году учения снова пройдут в России и у нас — на Островецкой АЭС.

А в 2012 году в Витебской области мы отрабатывали ликвидацию трансграничных чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на магистральных нефте- и газопроводах. К белорусско-российским учениям МЧС проявляют интерес и коллеги из ОДКБ. Не исключено, что к нам подключатся представители и других стран.

«В Крымске мы помогали восстанавливать школу»

Вместе оказывают спасательные ведомства двух стран и гуманитарную помощь. К примеру, в 2005 году Пакистан пережил разрушительное землетрясение, в результате которого погибло около 50 тысяч человек, а еще 74 тысячи получили ранения и остались без крова. Российская авиация помогла тогда с доставкой нашего груза. Свежий пример — Сирия. В эту разрушенную войной ближневосточную страну в прошлом сентябре прибыло белорусское продовольствие, предметы первой необходимости и медикаменты. Доставить, сопроводить и передать бесценный груз получилось благодаря координации действий посольства Беларуси в Сирии и российского Центра примирения в этой стране.

— Мы неоднократно помогали по поручению Президента и пострадавшим от природных катастроф регионам России, — продолжает Александр Докучаев. — В памятном 2010 году, когда в засуху в европейской части нашей восточной соседки массово горели леса и торфяники, белорусы одними из первых предложили свою помощь. Да, тогда на беду откликнулись все страны СНГ, но самый большой спасательный контингент, усиленный авиацией, предложила Беларусь. Мы тогда работали в Подмосковье. Наши подразделения отправлялись на Кубань и Дальний Восток. В частности, в Крымске, который в 2012 году очень сильно пострадал от разрушительного наводнения, спасатели помогали восстанавливать школу.

Когда в минском метро 11 апреля 2011 года произошел теракт, то первыми из зарубежных коллег, которые обратились с предложением помощи, стали спасатели России. В частности, оттуда к нам приехала целая бригада психологов. Они днем и ночью работали у нас, помогая налаживать взаимодействие с пострадавшими. Между прочим, это дало толчок к активному развитию собственной психологической службы и в белорусском МЧС. Да, в этой сфере у нас уже были определенные задумки, даже начали собирать штат специалистов. Но этот печальный момент послужил катализатором. Ведь перед психологической службой стоит очень много задач. В частности, она занимается не только оказанием помощи пострадавшим, но и самим спасателям.

Неоценимый вклад привнесли российские коллеги во время подготовки к чемпионату мира по хоккею в Минске. Они приезжали к нам и помогали организовывать безопасность мероприятий с массовым участием людей.

Страны — две, проблемы — общие

Граница России и Беларуси протянулась более чем на 1200 километров. Что и говорить, величина значительная. Но административные границы, проведенные людьми, стихиям не указ. Трансграничные пожары в случае Беларуси более актуальны для Брестской и Гомельской областей — не единожды огонь заходил к нам с территории Украины. Но и с Россией граница также проходит по множеству лесных массивов.

— У нас налажено региональное сотрудничество, — говорит Александр Докучаев. — Мы заключили договоры о взаимодействии с Брянской, Смоленской и Псковской областями России. В планах есть также и контакты касаемо постоянного совместного мониторинга обстановки. Кроме того, мы рассчитываем на то, что удастся договориться о проведении в пограничных районах учений по тушению лесных и торфяных пожаров. А еще делимся информацией по уровню вод в трансграничных реках и прогнозируемой силе паводка в весеннее время.

Спасательные ведомства двух стран вместе работают и в сфере ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Существует общая государственная программа, по которой ежегодно утверждается определенный бюджет с обеих сторон. С 1998 года осуществлены три программы по линии Союзного государства, включившие в себя 27 пилотных проектов. 204 тысячи гектаров сельскохозяйственных земель и более 120 тысяч гектаров лесного фонда нам удалось вернуть назад в оборот. Кроме того, вместе с россиянами мы издали Атлас современных и прогнозных последствий аварии на ЧАЭС. Там представлены карты радиоактивного загрязнения территории Беларуси, России, Украины по состоянию на 1986 год и прогноз изменения ситуации на десятки лет вперед.

Летом в Беларуси пройдет 15-й международный слет юных спасателей-пожарных под Гомелем. Туда приезжают школьники более чем из десятка стран мира. Во всех слетах участвуют ребята из российских регионов. Причем к нам попадет самая лучшая команда молодежного спасательного движения нашей восточной соседки.

Валерьян ШКЛЕННИК

schklennik@zviazda.by

Название в газете: Обойтись без ЧП

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.