Вы здесь

Как научить школьника учиться?


Как бы ни утешали родители себя тем, что оценки — не показатель знаний, практика все же показывает, что чаще на деле они демонстрируют не только уровень знаний, но и уровень мотивированности ребенка к развитию. А что делать, если у него нет желания учиться? Или если желание с возрастом исчезло? Как вообще помочь маленькому человеку? На эти вопросы ответила психолог Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Ольга МОСКАЛЕНКО.


— У детей не бывает лени, — считает психолог. — До семи лет у малышей главным видом деятельности должна быть игра. После семи — учеба, потом — работа. Если ребенок лег на кровать и не хочет учиться, нужно разбираться, что было до этого. Может, родители перегрузили кружками или пропал контакт с родными... Бывает, что у малыша что-то не получается или у него проблемы с одноклассниками и учителями, а может, повысилась по каким-то причинам тревожность. В таких случаях нельзя однозначно сказать, что именно случилось. Можно попробовать разобраться самим родителям, если они в контакте с ребенком. Если нет, то лучше обратиться к психологам, которые помогут разобраться в проблеме индивидуально. В других случаях нужно работать с мотивацией.

Детство, по мнению специалиста, длится до 25 лет. До 12 лет — типичное детство, характеризующееся фантазийным мышлением. В этом возрасте дети верят в Деда Мороза и фей, и им трудно рефлексировать. После идет подростковый период, в этом возрасте дети начинают шутить, подкалывать взрослых, исчезает вера в сказки. Однако подростковость — это не про взрослость и принятие зрелых решений. В 18 лет по паспорту в нашей стране человек считается взрослым, но на самом деле — это возраст более взрослого подростка. Только примерно к 23 годам человек при хороших условиях развития и правильном преодолении возрастных кризисов уже научится понимать, что он чувствует, научится выстраивать «взрослые» границы и не нарушать чужих. В зависимости от того, как проходит период детства, могут возникать проблемы с мотивацией к учебе и вообще развитию. Мотивация может быть внутренняя и внешняя.

— Если у ребенка что-то хорошо получается, то возникает чувство удовлетворенности собой и своей деятельностью, — объясняет Ольга Москаленко. — Это позволяет родиться внутренней мотивации, которая может касаться и деятельности, и обучения. Например, у ребенка хорошо получилось испечь печенье. Ему хочется делать это еще, а потом и поэкспериментировать в этом направлении. Так срабатывает внутренняя мотивация и со школьными предметами. Такую мотивацию взрослым очень важно поддерживать и подкреплять, давать ей развитие и совершенствовать.

Чтобы поддержать развитие внутренней мотивации у ребенка, взрослым нужно стать очень внимательными наблюдателем. Нельзя навязывать свои потребности детям. Примерно в трехлетнем возрасте у дошкольника случается первый возрастной кризис. Он начинает отделять себя от матери, чувствует, что ему не всегда хочется делать то, что его просят родители.

— Задача родителей — увидеть, что нравится делать малышу, — считает психолог. — И попробовать это развить. Это может быть спорт, музыка, рисование, лепка, конструктор, робототехника и все, что угодно...

Внешняя же мотивация возникает уже с помощью людей и каких-то внешних ситуаций. Это самая распространенная мотивация у наших людей. «Если сейчас не сделаю домашнее задание, то получу двойку, а там и наказание от родителей», — думает ребенок. И делает часто не потому, что ему интересно, а чтобы двойку не получить.

С такой мотивацией отношения у детей очень непростые. Пример с музыкальной школой. Многие дети очень хотят в нее поступить, начинают учиться и через года два уже мечтают покинуть это заведение.

— Если ребенок не уловил «кайф» от преодоления трудностей и получения результатов, то да, скорее, и произойдет, — считает специалист. — Здесь главное для родителей — не пережать! Захочет ребенок потом музыкой заниматься, пусть заниматься, когда подрастет и решение будет сознательное и внутренне мотивированное. А взрослые, когда решают, бросить ребенку «музыкалку» или нет, тоже делают выбор: оставаться родителями в контакте с ребенком или «нажать» и потерять хорошие отношения. Конечно, учить преодолевать трудности важно, но если взрослый чувствует, что дальше только «война», лучше отступить. И попробовать десять направлений деятельности, но чтобы ребенок «горел» делом, а не довести одно, но отбить желание вообще пробовать что-то новое.

После 12 лет внешняя мотивация становится значительнее для подростка, чем внутренняя. Окружение и друзья оказывают огромное влияние на него, поэтому родителям так важно быть с ребенком в контакте и создавать вокруг него определенную среду. Если же ребенок до 9 класса так и не определился для себя, чем хотел бы заниматься, можно подключить к делу психологов-профориентологов. Они помогут найти «зоны одаренности» ребенка, «включить» внутреннюю мотивацию.

— И вообще у человека вся жизнь впереди, — уверена специалист. — Нормально и уже взрослым менять профессии, добывать новые навыки и пробовать разное. Главное, уловить контакт с потребностью развиваться и получать от этого состояния наслаждение.


Лайфхаки, которые настроят на учебу

Рабочее место

Все знают о том, что свет должен падать сбоку, а спину нужно держать прямо. Но на практике взрослые сами часто читают или делают работу лежа. Дети делают то же самое. И много теряют, так как неправильно устроенное рабочее место снижает эффективность.

Выделите ребенку отдельное место для занятий-это поможет провести границу между учебой и всем остальным. Периодически обращайте внимание на то, чтобы на столе был порядок. Екатерина Ленгольд в книге «Просто космос» напоминает: «Хаос на рабочем месте ограничивает способность мозга обрабатывать информацию. Беспорядок „загружает“ мозг, создавая шум, который мешает концентрироваться».

Планирование

Один из главных навыков в учебе — планирование. Если не помочь ребенку овладеть им, то оно будет плохо справляться с заданиями, не сможет уложиться в сроки и даже может потерять уверенность в себе. Планирование не требует много времени, достаточно отводить 10 минут на составление ежедневного плана. Установите в телефоне или на компьютере напоминания о ключевых датах и сроках. Выбирайте удобный вариант для вашего ребенка. Одному подойдет распечатка, другому — мобильник.

Следите за отдыхом!

Иногда темп жизни ребенка впечатляет: школа, репетиторы, курсы, секции... Переутомление и выгорание-ловушка, ожидающая на пути к успеху загруженного малыша. Поэтому обязательно планируйте время для отдыха и следите за режимом сна. Недостаток сна негативно сказывается на виду, способности к целенаправленной деятельности, рабочей памяти, настроении, логическом мышлении и даже на моторике. Идеальное количество сна не определено, но в среднем это 8 часов для взрослых и не менее 9 часов для детей.

Наталья ТАЛИВИНСКАЯ

Название в газете: Ва ўсiм вiнаватая матывацыя, або Як навучыць вучыцца

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.