«Съезд в кювет утром бодрит лучше кофе. Спасибо, что без жертв», — с такими словами «благодарности» на своей странице в социальной сети обратилась к фирме-перевозчику пассажирка международного регулярного рейса Минск — Бобруйск — Мозырь — Киев — Одесса.
На борту — 47 человек, почти половина — дети. 4:30 утра. В кювете у деревни Светачовка под Оршей лежит на боку автобус, более 50 пассажиров которого ехали из Киева в Таллин. Часть из них госпитализировали, но серьезных травм, как и в первом случае, никто не получил.
Похожи эти аварии не только маршрутом и счастливым случаем в виду отсутствия жертв, но и наиболее вероятной причиной инцидентов: водитель заснул за рулем.
Восемь часов утра, диспетчерская станция «Дружная» Минска. На остановках, между автобусами стоят группки людей — чемоданы и рюкзаки выдают в них будущих путешественников. Кто-то топчется в ожидании своего рейса к морю, а некоторые уже грузят вещи в огромные туристические автобусы. Даже среди этой суеты легко заметить героев материала: форменные кепки, салатовые жилеты со световозвращающими лентами и надписью «Транспортная инспекция». Экипаж состоит из двух ведущих специалистов управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по городу Минску и Минской области. Владимир Мартиневский на службе в учреждении уже 10 лет. Про своего коллегу Вячеслава Саржицкого шутит, что тот работал в инспекции еще до ее появления. Но, как известно, в любой шутке только часть шутки: Вячеслав Михайлович был сотрудником «Интеравтотранса», который позже превратился в Транспортную инспекцию.
Сегодня специалисты вышли на контроль режима труда и отдыха водителей международных автомобильных пассажирских перевозок. Транспортная инспекция имеет право на территории Беларуси проводить проверку любых транспортных средств, осуществляющих международные пассажирские или грузовые рейсы.
— Мы проверяем в основном транспорт, который возвращается из путешествия. Контроль осуществляется на основе данных тахографов — цифровых или аналоговых. Водитель обязан дать показания этого прибора и письмо подтверждения деятельности за 28 + один день, в котором указано, сколько он отдыхал. Карточка с цифрового тахографа вставляется в компьютер, и считывается вся необходимая информация. Разумеется, работать с ними гораздо проще, но такие приборы имеют только новые транспортные средства. Большинство водителей пользуется аналоговыми и предъявляет тахограммы, из-за их формы названные «шайбами», — говорит Владимир Мартиневский. — Чтобы не усложнять работу перевозчикам и не было жалоб от пассажиров отбывающих автобусов мы проводим их только визуальный осмотр. Убеждаемся, что нет разбитого лобового стекла, износа протекторов, разного рисунка протектора колес одной оси.
Пока разговариваем с Владимиром Мартиневским, его коллега проверяет автобус, который приехал из Украины. По словам транспортников, большинство туристических рейсов из Беларуси отправляется теперь в направлении Затоки, Одессы.
— У этого водителя — нарушение. С 31 июля по 2 августа он не переводил тахограф в режим отдыха. Получилось, что мужчина находился на рабочем месте двое суток, — объясняет Вячеслав Саржицкий.
Если на рейсе работает экипаж из двух человек (а таких на международных пассажирских перевозках большинство), за 30 часов отдых должен быть не менее девяти часов. Через каждые четыре с половиной часа у водителя обязательный перерыв — 45 минут. После шести периодов управления по 24 часа он не может обойтись без суточного отдыха.
Обнаружив нарушение, специалист выписывает штраф. Водитель не противоречит: «Провинился — заплачу!» Пока украинец ищет ближайший банк, продолжаем разговор.
— Нарушение режима труда и отдыха — самая распространенная ошибка водителей международных рейсов. При согласии виновника штраф начинается от пяти базовых величин (122 рубля 50 копеек). Для граждан Беларуси мы выписываем постановление, и штраф можно оплатить в течение месяца.
В связи с частыми ДТП Транспортная инспекция приняла решение о проведении проверок автобусов, которые перевозят туристические группы граждан Республики Беларусь на отдых. Мониторинг организован в пунктах пропуска через государственную границу, а также в местах прибытия автобусов после высадки пассажиров. Почти за месяц проверено 643 автобуса, из них 545 принадлежат белорусским перевозчикам и 98 — иностранным. Выявлено 130 фактов нарушения водителями режима труда и отдыха. В том числе филиалом Транспортной инспекции по городу Минску и Минской области проверено 125 автобусов. Определено около 40 фактов нарушения водителями режима труда и отдыха. Контрольные мероприятия продолжаются.
Ведущий специалист Владимир Мартиневский осматривает автобус, который направляется в путешествие. Водитель волнуется: «Нет времени! Все в порядке! Три дня на «отстое» стоял».
— «Отстой» на сленге водителей — это отдых, — объясняет сотрудник Транспортной инспекции.
— А бывают случаи, когда сами пассажиры жалуются на водителей?
— Обычно наоборот, защищают, так как хотят быстрее доехать на отдых. А когда назад возвращаются, во время путешествия уже могут и друзьями стать, поэтому жалоб от них нет.
Станция «Дружная» выбрана пунктом контроля как самое популярное место отбытия и возвращения международных автобусных маршрутов (что раздражает водителей городского коммунального транспорта). Последнее время конечной остановкой это место является для небольшого количества рейсов: о присутствии здесь транспортников водители сообщают друг другу с помощью радиостанций. Пассажиров начинают высаживать на пути: возле метро, торговых центров.
— Но и эти остановки мы знаем. Можем оперативно изменить место проверки, — уверяют сотрудники Транспортной инспекции. — За восьмичасовую смену проверяем от 10 до 15 автобусов. Когда начинали на этом пункте работать, было больше.
Водитель-международник, который работает на пассажирских рейсах, должен иметь удостоверение категории Д со стажем на автобусе М2 (количество пассажиров свыше восьми и общей массой до пяти тонн) два года, М3 (количество пассажиров свыше восьми и общей массой свыше пяти тонн) три года и документ об окончании курсов для таких специалистов.
На стоянке замечаю водителя туристического автобуса, который медленно ходит по площадке, спрашиваю:
— Как относитесь к коллегам, которые нарушают режим?
— На дороге бывает всякое, но главное — понимать, что ты отвечаешь не только за свою жизнь, но и за жизни пассажиров.
— Попадаетесь на нарушениях?
— Если бы попадался, то детей бы не перевозил.
— Эти автобусы принадлежат детскому центру отдыха, — подсказывает мне ведущий специалист Транспортной инспекции.
Интересуюсь, что сотрудники ведомства думают о причинах резонансных аварий?
— Подробностей не знаем, поэтому трудно конкретное что-то сказать. Четыре-пять часов утра — очень сложное для водителей время. Они нередко засыпают. Ночью мы рекомендуем меняться каждые три часа. Человеческий фактор. Видимо, ехал, хотел дотянуть до конца смены, но...
Прибывает еще один автобус. Водитель по просьбе приносит уже известные «шайбы» аналогового тахографа.
— На приборе есть несколько граф, на которых указан период управления и скорость. Транспорт останавливается — прибор может автоматически перейти в режим отдыха, или нужно его перевести вручную. Если один член экипажа управляет транспортным средством, второй находится в пассивном режиме — на «шайбе» это указано «конвертом». Когда водитель заправляется, проходит границу, он должен переставить тахограф в режим «молоточков» — активной работы. Есть пассивная, активная работа. Все эти позиции на тахограммах отображаются, — объясняет принцип работы прибора Владимир Мартиневский.
Тахографами должны быть оборудованы все транспортные средства, осуществляющие международные грузовые (массой свыше 3,5 тонны) и автобусные пассажирские перевозки. Согласно нашему законодательству внутренние рейсы могут не пользоваться такими приборами.
Контроль автотранспорта — только одно из направлений работы Транспортной инспекции. Ведомство осуществляет контроль весогабаритного, железнодорожного транспорта, авиационной безопасности, контроль за платными дорогами и выдачу карточек цифрового тахографа водителям и предприятиям.
Специалисты утверждают: «Наша задача —работать на предупреждение, а не на наказание нарушителей. Нам важно, чтобы они осознали свою вину».
Система проверки и штрафов разработана не для того, чтобы водитель заплатил деньги. Главное, чтобы он осознал свою ошибку и следующий раз не рисковал ни своей жизнью, ни жизнями пассажиров.
Мария ДАДАЛКО
Фото автора
Открытие выставок и арт-объектов, важные встречи и экскурсии, народные гуляния и, конечно, концерт «Время выбрало нас».
«Я — человек команды. Важно, чтобы люди, находящиеся рядом, верили в меня».
«Наш слоган — „в ногу со временем“».